Энциклопедия русской живописи

Браз Осип Эммануилович

О. Э. Браз родился и вырос в Одессе. Учиться рисовать он начал в Одесской рисовальной школе у К. К. Костанди; в 1890-94 гг. продолжил образование в Мюнхене, в частной школе венгерского художника Ш. Холлоши.

В Мюнхене, а затем во время путешествия по Франции и Голландии он изучал работы старых мастеров, знакомился с современным европейским искусством. Уже сложившимся художником Браз в 1895 г. поступил в Петербургскую Академию Художеств, в мастерскую И. Е. Репина. Тогда же начал участвовать в выставках. Его работы, по мнению художника и искусствоведа А. Н. Бенуа, в ту пору отличали "зрелость вкуса и какой-то "европеизм"".

В 1897 г. Браз получил звание художника, но, вопреки академическим правилам, не за специальную конкурсную картину, а за серию портретов. Один из них - "Портрет Е. М. Мартыновой" (1896) - приобрел П. М. Третьяков. Он заказал художнику также изображения В. Ф. Комиссаржевской и А. П. Чехова. Портрет Чехова (1898) получил противоречивые оценки современников, но является сейчас единственным прижизненным законченным портретом писателя.

В мастерской Репина Браз сблизился с молодыми живописцами, вошедшими вскоре в художественное объединение "Мир искусства", и впоследствии стал постоянным участником его выставок. Под влиянием "мирискусников" художник обратился к графике, занимался литографией и офортом, в частности выполнял портреты и пейзажи. Большой популярностью пользовались изысканные женские портреты Браза, написанные им интерьеры, которые отличала свободная и элегантная манера живописи.

Им была создана целая галерея портретов русских художников конца XIX - начала XX в.: Л. О. Пастернака, А. П. Соколова, К. А. Сомова, К. К. Первухина, И. Я. Гинцбурга и др. После пребывания за границей в 1907-11 гг. живописная манера Браза стала еще более свободной, а колорит насыщенным. В таком ключе исполнены пейзажи Крыма и Финляндии, относящиеся к 1910-м гг.

В 1914 г. Браз был избран академиком АХ. Художник был прекрасным знатоком живописи и коллекционером. В 1916 г. его как специалиста включили в состав комиссии по реставрации картин Эрмитажа, а в 1918 г. назначили хранителем музея. Одним из шедевров своего собрания - картиной Ж.-Б. Шардена "Натюрморт с атрибутами искусства" - Эрмитаж обязан Бразу. Художник обнаружил картину в комиссионном магазине, отреставрировал ее и определил авторство. Браз воспитал многих живописцев.

С конца 1890-х гг. он преподавал в собственной мастерской (ее посещала, например, 3. Е. Серебрякова), в Рисовальной школе при ОПХ (1902-04), в 1920-х гг. - во Вхутеине. В 1924 г. Браз был сослан в Новгород, откуда стараниями друзей вернулся в 1926 г. В 1928 г. он выехал в Германию, где тогда находилась его семья. Впоследствии поселился в Париже. Знания и опыт позволили художнику успешно вести антикварную торговлю и собрать хорошую коллекцию произведений искусства
Браз Осип Эммануилович (Картины художника):

К вечеру (Пруд). 1900  - Браз
К вечеру (Пруд). 1900
 
Портрет А. П. Чехова. 1898г. - Браз
Портрет А. П. Чехова. 1898г.
 
Портрет графини Е. М. Толстой. 1900г. - Браз
Портрет графини Е. М. Толстой. 1900г.
 
Портрет С.А.Бахрушина - Браз
Портрет С.А.Бахрушина
 
Портрет художника Сергея Васильевича Иванова. 1903  - Браз
Портрет художника Сергея Васильевича Иванова. 1903
 


   Полезная информация:
   





© 2011. Oleg Grigoryev