Энциклопедия русской живописи

Джогин Павел Павлович

Джогин Павел Павлович
Джогин Павел Павлович - живописец-пейзажист. Учился в Академии Художеств. Писал виды окрестностей Петербурга и различных местностей Эстляндской, Новгородской и Черниговской губерний.

В своих произведениях сначала высказывал некоторое дарование, но потом стал работать посредственно. Наиболее известная картина: “”Вид в Дубках, близ Петербурга”" (1886).



"Понимание души природы родилось вместе с вашим талантом, - так оценивал работы своих учеников А.Мокрицкий, - это понимание ... я с удовольствем встречаю в картинах Гине и у Джогина. ...Держитесь твердо на занятом месте, пока ...ценители и судьи сознаются, что истинные достоинства хужодественного произведения заключаются в прочных и твердых началах искусства, а не в случайных эффектах или бойкости кисти; они и прежде это знали, да, потчуемые легкими картинками, немного позабыли это. А вот когда два, три серьезных, умных (художника) станут подавать им строгие, обдуманные произведения, тогда уже франтам и щеголям не будет места". (8)

Биография художника представлена в Русском биографическом словаре, изданном в Санкт-Петербурге в 1900 году. "Павел Павлович Джогин родился в 1834 году в Стародубском уезде Черниговской губернии, умер 04 февраля 1885 года в Петербурге. Он учился в Академии Художеств, где обнаружил признаки несомненного дарования. В период пребывания в Академии в 1857 году получил малую серебряную медаль и в 1859 году - большую серебряную медаль. В 1863 году выпущен из Академии со званием классного художника, а в 1868 году получил степень академика пейзажной живописи. Дальнейшая художественная деятельность благодаря его слабохарактерности и неудачно сложившимся жизненным обстоятельствам, не оправдала возлагавшихся на него надежд. В последние годы своей жизни принужден работать исключительно для магазинов и вообще для художественного рынка. Умер от рака в горле в совершенной нищете". Удалось найти сведения о месте проживания художника в Санкт-Петербурге после окончания учебы в Академии художеств: "Васильевский остров, на Большом проспекте между Песочной улицей и 1-ю линией, дом Геринга, кв.9."



Женитьба Джогина (23 апреля 1863 года) многое изменила в его жизни. "Милейший Иван Иванович! - писал он Шишкину в Швейцарию.- Прежде всего надо искренне поблагодарить тебя за память обо мне. Потом сотню раз извиниться за то, что я так давно не написал тебе ни одной строчки. Причиной тому моя новая жизнь, которая, естественно, удалила меня несколько от мира сего и прилепила к жене. Многие считают женившегося человека даже погибшим: оно бывает, только не со мной. Я хоть и сделался нежным супругом, но и остальной мир меня интересует по-прежнему. Так, например, художественный задор разбирает меня сильнее прежнего. ...В Академии у нас много фантастических улучшений и перемен. ...Они с искусством не знают, что делать - кажется, все это от того, что никто из них его не любит и не понимает. ...Пейзаж, один пейзаж пойдет наперекор всем запоздалым мудрецам художественного дела".

В 1865 года художником создана первая картина "валаамского" цикла, которая тут же была приобретена П.Третьяковым для своей картинной галереи. За картину "Вид Черниговской губернии" (1867 год), хранящуюся ныне в Русском музее, П.Джогин возведен в звание академика. В том же году им была написана картина "Валаам. Никольский скит", возвратившаяся на Валаам спустя 120 лет после её создания.




Разными путями попадают в музей предметы,- рассказывает в газетной публикации "История одной картины" главный хранитель музея искусствовед Лариса Николаевна Печерина, - был в истории Валамского музея случай, когда прекрасная картина 19 века была приобретена на аукционе в 1988 году. История началась с получения от художника Владимира Погорелова письма, в котором сообщалось, что на этом аукционе будет продаваться картина Павла Джогина "Валаам. Белый скит". Картина подписана художником и подлинность её проверена сотрудниками Русского музея.
Заручившись поддержкой министра культуры Республики Карелия О.М.Стрелкова и других вышестоящих организаций, Лариса Николаевна с гарантийным письмом на оплату по безналичному расчету собралась в дорогу.

"Начались торги, - продолжила она свои воспоминания, - каждый подъем номера над головой означал повышение цены на 100 рублей. Желающих приобрести "валаамскую" картину оказалось довольно много. Я снова и снова поднимала свой номер, тем самым делая её каждый раз на 100 рублей дороже.

Стартовая цена в 3500 рублей выросла уже до пяти тысяч, а лес "лопаток" за моей спиной оставался столь же непроходимым. И вот, ура! После 5100 рублей соперников за моей спиной уже не осталось. Продано!
Как я убедилась, название картины в каталоге было дано неправильно - на холсте изображен не "Белый" (Всех Святых), а Никольский скит. ...Состояние холста оставляло желать лучшего, была необходима реставрация. Молодой сотрудник Пушкинского СНРУ треста "Леноблреставрация Нина Исаковна Русакова взялась за подготовку картины к экспонированию. ...Картина Джогина побывала на выставках в Финляндии (г.Иисалми, 1992г.), в г. Санкт-Петербурге, во дворце Белосельских-Белозерских (1994г.), неоднократно экспонировалась в г. Сортавала.

Новый этап её "биографии" начался с реставрации в 2005 году перед выставкой "Остров монашеского подвига" в Музее воды в Санкт-Петербурге (2005г.), откуда она вернулась на остров в новую "квартиру" - только что построенные музейные помещения на Свято-Владимирском скиту. Здесь созданы более благоприятные условия, способствующие её сохранности" (статью Л.Н. Печориной можно прочесть в газете "Свет Валаама" №7-8 2008г. и на сайтах http://www.svet-valaama.ru, http://museum-valamo.narod.ru).



Джогин Павел Павлович (Картины художника):

Утро над рекой.  - Джогин
Утро над рекой.
 


   Полезная информация:
   





© 2011. Oleg Grigoryev