Энциклопедия русской живописи

Кившенко Алексей Данилович

Кившенко Алексей Данилович - живописец бытовых, охотничьих и баталических сцен. Поступил в Императорскую Академию Художеств в 1867 г. В бытность свою в ней заслужил несколько серебряных медалей, в 1876 г. получил золотую медаль за картину: "Самсон и Далила", а в следующем затем году окончил курс с большой золотой медалью, за "Брак в Кане Галилейской". Но так как эта картина была не вполне окончена, то художнику было предложено, для приобретения права на поездку в чужие края на казенный счет, написать другую картину, на тему по его собственному выбору. Вследствие этого, в 1879 г., явился его "Военный совет в деревне Филях" - самое удачное произведение Кившенко, если не с технической стороны исполнения, то в отношении замысла, композиции и экспрессивности (находится в музее Академии Художеств; повторение - в Третьяковской галерее, в Москве).

Отправившись за границу в 1880 г., Кившенко 4 года провел в Дюссельдорфе, Мюнхене и Париже, и исполнил в это время ряд картин различного содержания, упрочивших его известность. Эти работы, в особенности же картина: "Псарный двор" (в Академии Художеств), доставили ему, по его возвращении в Санкт-Петербург, звание академика (в 1884 г.). Летом 1884 г. он сделал поездку в Закавказский край с целью собрать материалы для заказанных ему императором Александром III картин, изображающих некоторые достопамятные эпизоды турецкой войны 1877 - 78 годов. В 1891 г. он сопровождал археологическую экспедицию Н. Кондакова в Палестину и Сирию, откуда вывез немало этюдов, воспроизводящих природу и народный быт этих стран. Многие из этих этюдов были потом изданы в политипажах.

Кроме живописи масляными красками, Кившенко прекрасно работает акварельной кистью и карандашом; его рисунки, изображающие преимущественно сцены деревенского быта и охотничьей жизни, в значительном числе появлялись в различных иллюстрированных изданиях.

В 1894 г. Кившенко назначен, по новому временному уставу Академии Художеств, профессором-руководителем баталической мастерской ее высшего художественного училища. Умер в 1895 г.

Главными произведениями Кившенко, сверх вышеупомянутых, надо признать: "Съезд на ярмарку, в Малороссии" (1882; принадлежит г. Лихтенштейну, в Санкт-Петербург), "Охоту на зайца" и "Охоту на лисицу" (обе 1882 г.; собственность великого князя Владимира Александровича ), "Штурм Ардагана" (1886 г.; в Зимнем дворце), "Штурм Горгохотанских высот, 1 января 1878 г." (1887, там же), "Поражение армии Мухтара-паши на Аладжинских высотах" (1888, там же), "Зевинский бой" (1889, там же); "Принимает волка живьем" (1889; в Академии Художеств) и "Сортировку перьев" (1891).







Не часто бывает так, чтобы первое же произведение художника (или иного деятеля культуры) становилось его вершиной и прочно оставалось в памяти потомков.
Алексей Данилович Кившенко много работал как живописец. При этом он был талантливым баталистом (известен его цикл картин, посвященный русско-турецкой войне 1877—1878 годов), зарекомендовал себя как хороший жанрист (его картины по тематике близки работам многих передвижников), его многочисленные путешествия позволяли ему создавать интересные пейзажи. Наконец, писал он картины и на исторические темы. Собственно своей военно-исторической (не батальной) картиной он и оставил память о себе.

Алексей Кившенко, уроженец Тульской губернии, рано пристрастился к художественному делу. Вначале он обучается в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Петербурге (1860—1877), заканчивает обучение в Академии художеств (1867—1877). И для того, чтобы получить право на пенсионерскую поездку в Европу, пишет полотно, посвященное одному из ключевых моментов в истории России, важнейшему военному совещанию Отечественной войны 1812 года. Созданная картина «Военный совет в Филях в 1812 году» приносит художнику заслуженную известность, саму же картину художник повторяет еще дважды: по заказам П.М. Третьякова для его галереи и московских властей для Музея истории и реконструкции Москвы. На картине самый драматический момент совещания: «Я приказываю отступление властью, данной мне государем и Отечеством». Это М.И. Кутузов. Просто необходимо перечислить всех участников совещания — это ж история нашей страны (слева направо): П.С. Кайсаров, М.И. Кутузов, П.П. Коновницын, Н.Н. Раевский, А.И. Остерман-Толстой, Л.Л. Беннигсен, М.Б. Барклай-де-Толли, Ф.П. Уваров, К.Ф. Толь, Д.С. Дохтуров, А.П. Ермолов.

Наверное, при написании картины художник использовал многочисленные портреты героев Отечественной войны (да это и правильно), но переданный драматизм военного совета, миг принятия решения и историческая верность происшедшего делают картину А.Д. Кившенко лучшей его картиной и одним из лучших полотен русской исторической живописи.

Кившенко Алексей Данилович (Картины художника):

SovetVFilyah[1] - Кившенко
SovetVFilyah[1]
 
Долобский съезд князей - свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком. - Кившенко
Долобский съезд князей - свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком.
 
Жнитво. 1878. Холст, масло - Кившенко
Жнитво. 1878. Холст, масло
 
Заструненный волк. 1891 - Кившенко
Заструненный волк. 1891
 
Нижегородские драгуны, преследующие турок по дороге к Карсу во время Аладжинского сражения 3 октя - Кившенко
Нижегородские драгуны, преследующие турок по дороге к Карсу во время Аладжинского сражения 3 октя
 
Плотовщики. 1879 - Кившенко
Плотовщики. 1879
 
Призвание князя - встреча князя с дружиной, старшинами и народом славянского города.  - Кившенко
Призвание князя - встреча князя с дружиной, старшинами и народом славянского города.
 
Совет в Филях. Холст, масло. - Кившенко
Совет в Филях. Холст, масло.
 
Сражение на Шипке. Холст, масло. - Кившенко
Сражение на Шипке. Холст, масло.
 
Сражение у Шипки-Шейново 28 декабря 1877 года. 1894. Холст, масло. 90х182 см - Кившенко
Сражение у Шипки-Шейново 28 декабря 1877 года. 1894. Холст, масло. 90х182 см
 
Штурм крепости Ардаган 5 мая 1877 года. 1886. Холст, масло. 107х215 см - Кившенко
Штурм крепости Ардаган 5 мая 1877 года. 1886. Холст, масло. 107х215 см
 


   Полезная информация:
   



Лодки пвх Санкт Петербург

© 2011. Oleg Grigoryev