Энциклопедия русской живописи

Клодт Михаил Константинович

Клодт Михаил Константинович (Клодт фон Юргенсбург) (1832-1902)

Выдающийся русский художник-пейзажист.
Племянник Петра Карловича Клодта - выдающегося русского скульптора, педагога.

В 1851-1858 учился в Петербургской Академии художеств, по окончании которой был послан пенсионером за границу. Работал в Швейцарии в Сев. Франции.

В 1861 до окончания срока пенсионерства вернулся в Россию. В том же году получил звание академика за картины "Ночной вид в Нормандии" и "Вид реки Аа".
С целью изучения родной природы совершал многочисленные поездки по России. Работал в 60-е годы в традициях демократического направления русского искусства.

Клодт создал реалистические пейзажи: "Большая дорога осенью" (1863), "Вечерний вид в Орловской губернии", за который в 1864 получил звание профессора, "Закат солнца в Орловской губернии" (1867) и др.

Клодт был членом учредителем Товарищества передвижников, пребывание в котором содействовало укреплению в его искусстве демократических и реалистических тенденций, развитию интереса к темам и образам крестьянской России.

Для произведений Клодта характерны скрупулезный реализм изображения, безукоризненный рисунок с тщательной проработкой деталей, великолепное мастерство перспективных решений, строгость и стройность композиции, умение "одушевить" природу присутствием человека. Его живописная манера тщательна в предметах переднего плана и более широка и обобщающая в изображении отдалённых планов и неба с облаками.

Картина "На пашне" (1871), представленная на I Передвижной выставке, вызывает невольные ассоциации со знаменитым полотном А.Г.Венецианова. Однако образ природы в ней приобрёл невиданную ранее эпическую широту не только по содержанию, но и по выразительным средствам. Вытянутый по горизонтали формат, снижение линии горизонта, мерный ритм удаляющихся от зрителя полос распаханной земли позволили художнику создать впечатление панорамного изображения с беспредельным пространством. Художнику удалось тонко передать ощущение теплого весеннего дня, пронизанного ярким солнечным светом. С Венециановым роднит его лишь ощущение радости крестьянского труда, плодовитой щедрости природы.

Другие работы Клодта, наряду с интересом к пространственным эффектам, содержат попытку в обобщённой форме показать своеобразие, неповторимость красоты русского пейзажа, всегда эмоционально окрашенного присутствием человека ("Вечерний вид в Орловской губернии", 1874, Дальневосточный художественный музей, Хабаровск).

В 70-х гг. 19 в. под воздействием творчества И.И. Шишкина в искусстве Клодта нарастают эпические мотивы в трактовке русской природы ("Лесная даль в полдень" 1878, и др.).

В 1879 году Клодт порвал с передвижниками, не сумев до конца принять их негативное отношение к академическому художественному методу. После ухода из Товарищества его искусство постепенно угасало.

С 1873 г. Клодт преподавал в пейзажном классе Академии.


Клодт Михаил Константинович (Картины художника):

Вечерний вид в деревне. Орловская губерния. 1874, холст, масло, 58х106 - Клодт
Вечерний вид в деревне. Орловская губерния. 1874, холст, масло, 58х106
 
Волга под Симбирском. 1881, холст, масло, 64х115 см - Клодт
Волга под Симбирском. 1881, холст, масло, 64х115 см
 
Волга у Жигулей. 1879  - Клодт
Волга у Жигулей. 1879
 
Дубовая роща. 1863, холст, масло, 98х160 - Клодт
Дубовая роща. 1863, холст, масло, 98х160
 
Коровы на водопое. 1879 - Клодт
Коровы на водопое. 1879
 
Лесная даль в полдень. 1878, холст, масло, 93х157 см - Клодт
Лесная даль в полдень. 1878, холст, масло, 93х157 см
 
На пашне. 1872, холст, масло, 71х131 см - Клодт
На пашне. 1872, холст, масло, 71х131 см
 
Село в Орловской губернии. 1864. Холст, масло. 137х217 см - Клодт
Село в Орловской губернии. 1864. Холст, масло. 137х217 см
 


   Полезная информация:
   





© 2011-2021. Marina Grigoryeva