Энциклопедия русской живописи

Крамской Иван Николаевич

Крамской Иван Николаевич (1837-1887)

Иван Николаевич Крамской (1837 — 1887), русский художник, критик и теоретик искусства. Родился в Острогожске (Воронежская губерния) 27 мая 1837 в бедной мещанской семье.

С детства увлекался искусством и литературой. Рисованием занимался с детства самоучкой, потом по совету одного любителя рисования стал работать акварелью. По окончании уездного училища (1850) служил писцом, затем ретушером у фотографа, с которым кочевал по России.

В 1857 году оказался в Петербурге, работал в фотоателье А. И. Деньера. Осенью того же года поступил в Академию художеств, был учеником А. Т. Маркова. За картину “Моисей источает воду из скалы” (1863) получил Малую золотую медаль.

В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. Возглавил протест выпускников Академии (“бунта четырнадцати”), отказавшихся писать картины (“программы”) на заданный Советом мифологический сюжет. Молодые художники подали в совет академии прошение о том, чтобы им было разрешено выбрать каждому тему для картины на соискание большой золотой медали. Академия неблагосклонно отнеслась к предложенному новшеству. Один из профессоров академии, архитектор Тон, даже так охарактеризовал попытку молодых художников: “в прежнее время вас отдали бы за это в солдаты”, вследствие чего 14 молодых художников, с Крамским во главе, отказались в 1863 году писать на заданную академией тему — “Пир в Валгалле” и вышли из академии.

Вышедшие из Академии художники объединились в Петербургскую артель. Царившей здесь атмосфере взаимопомощи, сотрудничества и глубоких духовных интересов они во многом обязаны Крамскому. В своих статьях и обширной переписке (с И. Е. Репиным, В. В. Стасовым, А. С. Сувориным и др.) отстаивал идею “тенденциозного” искусства, не только отражающего, но и нравственно преображающего косный, фальшивый мир.

В это время вполне определилось и призвание Крамского-портретиста. Тогда он чаще всего прибегал к своей излюбленной графической технике с применением белил, итальянского карандаша, работал также, используя метод так называемого “мокрого соуса”, позволявший имитировать фотографию. Техника живописи у Крамского была — тонкая законченность, которую некоторые иногда считали излишней или чрезмерной. Тем не менее Крамской писал быстро и уверенно: за несколько часов портрет получал сходство: в этом отношении замечателен портрет доктора Раухфуса, последняя предсмертная работа Крамского. Этот портрет был написан за одно утро, но остался неоконченным, так как Крамской во время работы над этой картиной умер.

Портреты, созданные в это время, были в основном заказные, выполнены ради заработка. Хорошо известны портреты художников А. И. Морозова (1868), И. И. Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П. Чистякова (1861), Н. А. Кошелева (1866). Характер живописного портрета у Крамского тщателен по рисунку и светотеневой моделировке, но сдержан по цветовой гамме. Художественный язык соответствовал образу разночинца-демократа, который был нередким героем портретов мастера. Таковы “Автопортрет” художника (1867) и “Портрет агронома Вьюнникова” (1868). В 1863 — 1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников.

Однако с течением времени “Артель” стала мало-помалу отходить в своей деятельности от заявленных при ее зарождении высоких нравственных принципов, и Крамской покинул ее, увлеченный новой идеей — созданием товарищества Передвижных художественных выставок. Он принял участие в разработке устава “Товарищества” и сразу сделался не только одним из самых деятельных и авторитетных членов правления, но и идеологом Товарищества, защищавшим и обосновывавшим основные позиции. От других предводителей Товарищества его выгодно отличала самостоятельность мировоззрения, редкая широта взглядов, чуткость ко всему новому в художественном процессе и нетерпимость ко всякому догматизму.

На первой выставке Товарищества экспонировались “Портрет Ф. А. Васильева” и “Портрет М. М. Антокольского”. Через год была показана картина “Христос в пустыне”, замысел которой вынашивался несколько лет. По словам Крамского, “и у прежних художников Библия, Евангелие и мифология служили только предлогом к выражению совершенно современных им страстей и мыслей”. Сам он, подобно Ге и Поленову, в образе Христа выразил идеал человека, исполненного высоких духовных помыслов, готовящего себя к самопожертвованию. Художнику удалось здесь убедительно высказаться об очень важной для русской интеллигенции проблеме нравственного выбора, которая встает перед каждым, понимающим свою ответственность за судьбы мира, и эта довольно скромная по живописи картина вошла в историю отечественного искусства.

К теме Христа художник неоднократно возвращался. Поражением закончилась работа над оригинально задуманной большой картиной “Хохот (“Радуйся, царю иудейский”)” (1877 — 1882), изображающей издевательство толпы над Иисусом Христом. Художник самоотверженно трудился над нею по десять-двенадцать часов в сутки, но так и не закончил, сам трезво оценив свое бессилие. Собирая для нее материал, Крамской побывал в Италии (1876). Выезжал он в Европу и в последующие годы.
Наследие Крамского очень неравноценно. Замыслы его картин были значительны и оригинальны, однако их осуществление наталкивалось на ограниченность его возможностей как художника, которую он сам хорошо осознавал и пытался преодолеть настойчивым трудом, но не всегда успешно.

Вообще Крамской был очень требователен к художникам, чем нажил себе немало недоброжелателей, но вместе с тем строго относился к себе и стремился к самосовершенствованию. Его замечания и мнения об искусстве не были субъективными, были, как правило, доказательны, насколько это вообще возможно в вопросах эстетики. Основное его требование — содержательность и национальность художественных произведений, их поэтичность; но и самой живописи он отводил не последнее место. В этом можно убедиться, читая его переписку, изданную А. Сувориным под редакцией В. В. Стасова “Иван Николаевич Крамской, его жизнь, переписка и художественно-критические статьи” (СПб., 1888). Иногда мнения его долго оставались колеблющимися, пока он не находил компромисса. Крамской не был хорошо образован, но всегда сожалел об этом и постоянно пытался восполнить этот недостаток.

В небольшой композиции “Осмотр старого барского дома” (1873 — 1880) Крамской нашел необычное по лаконизму решение, успешно преодолев стереотипы, распространенные в жанровой живописи того времени. Незаурядным произведением оказалась его “Неизвестная” (1883), до сих пор манящая зрителей своей неразгаданностью (а историков искусства — загадочностью обстоятельств работы над нею). Но не стала серьезным явлением картина “Неутешное горе” (1884), которую он осуществил в нескольких вариантах, стремясь передать сильное чувство с помощью максимально сдержанных средств. Попытка воплотить фантастический мир в картине “Русалки” (1871) закончилась неудачей.

Наибольших успехов Крамскому удалось добиться в портретном творчестве. Он запечатлел многих деятелей русской культуры: Л. Н. Толстого (1873), И. И. Шишкина (1873), И. А. Гончарова (1874), Я. П. Полонского (1875), П. П. Третьякова, Д. В. Григоровича, М. М. Антокольского (все 1876), Н. А. Некрасова (1877 —1878), М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879) и других; часть этих портретов была написана специально по заказу П. П. Третьякова для его картинной галереи.

Крупным явлением искусства стали изображения русских крестьян: “Полесовщик” (1874), “Созерцатель” (1876), “Мина Моисеев” (1882), “Крестьянин с уздечкой” (1883). Со временем Крамской-портретист стал очень популярен, у него появилось множество заказчиков, вплоть до членов императорской фамилии. Это позволяло ему в последние годы жизни существовать безбедно. Далеко не все из этих добротных портретов были одинаково интересны. Все же именно в 1880-х гг. он поднялся на новую ступень — добился более глубокого психологизма, позволявшего порой обнажить сокровенную суть человека. Таким он проявил себя в портретах И. И. Шишкина (1880), В. Г. Перова (1881), А. С. Суворина (1881), С. С. Боткина (1882), С. И. Крамской, дочери художника (1882), В. С. Соловьева (1885). Напряженная жизнь подорвала здоровье художника, не дожившего до пятидесяти лет.

Крамской — выдающаяся фигура в культурной жизни России 1860 — 1880-х годов. Организатор Петербургской художественной артели, один из создателей объединения передвижников, тонкий художественный критик, страстно заинтересованный в судьбах русского искусства, он был идеологом целого поколения художников-реалистов.

Крамской Иван Николаевич (Картины художника):

1872 Portrait of an Old Peasant (study) - Крамской
1872 Portrait of an Old Peasant (study)
 
1873 Girl with a Tress - Крамской
1873 Girl with a Tress
 
1883 Portrait of a Woman 2 - Крамской
1883 Portrait of a Woman 2
 
Josephine - Крамской
Josephine
 
Kramskoi Ivan Mina Moiseev Sun - Крамской
Kramskoi Ivan Mina Moiseev Sun
 
Kramskoi_Head_of_an_Old_Peasant - Крамской
Kramskoi_Head_of_an_Old_Peasant
 
Kramskoi_Head_of_an_Old_Ukranian_Peasant - Крамской
Kramskoi_Head_of_an_Old_Ukranian_Peasant
 
Kramskoi_Insulted_Jewish_Boy - Крамской
Kramskoi_Insulted_Jewish_Boy
 
Kramskoi_Portrait_of_Empress_Maria_Fyodorovna_in_a_Head_Dress_Decorated_with_Pearls - Крамской
Kramskoi_Portrait_of_Empress_Maria_Fyodorovna_in_a_Head_Dress_Decorated_with_Pearls
 
Kramskoi_Portrait_of_Sonya_Kramskaya_the_Artist-s_Daughter - Крамской
Kramskoi_Portrait_of_Sonya_Kramskaya_the_Artist-s_Daughter
 
Kramskoi_Portrait_of_the_Actor_Vasily_Samoilov - Крамской
Kramskoi_Portrait_of_the_Actor_Vasily_Samoilov
 
Kramskoi_Portrait_of_the_Agronomist_Vyunnikov - Крамской
Kramskoi_Portrait_of_the_Agronomist_Vyunnikov
 
Kramskoi_Portrait_of_the_Artist_Feodor_Vasilyev - Крамской
Kramskoi_Portrait_of_the_Artist_Feodor_Vasilyev
 
Kramskoi_Portrait_of_the_Artist_Konstantin_Savitsky - Крамской
Kramskoi_Portrait_of_the_Artist_Konstantin_Savitsky
 
Kramskoi_Russian_Girl_in_a_Blue_Shawl - Крамской
Kramskoi_Russian_Girl_in_a_Blue_Shawl
 
Kramskoi_Sophia_Kramskaya_Reading - Крамской
Kramskoi_Sophia_Kramskaya_Reading
 
kramskoi_the_actor_vasily_samoilov_1881 - Крамской
kramskoi_the_actor_vasily_samoilov_1881
 
kramskoi_the_artist
kramskoi_the_artist's_daughter_sofia_kramskaya_1882
 
Kramskoi_The_Portrait_of_a_Peasant - Крамской
Kramskoi_The_Portrait_of_a_Peasant
 
Kramskoi_Viewing_an_Old_House - Крамской
Kramskoi_Viewing_an_Old_House
 
Kramskoi_Village_Elder - Крамской
Kramskoi_Village_Elder
 
Mina_Moiseev - Крамской
Mina_Moiseev
 
Pond. 1880 - Крамской
Pond. 1880
 
Portrait of the Cellist S.Ya.Morozov - Крамской
Portrait of the Cellist S.Ya.Morozov
 
Portrait_of_Ivan_I_Shishkin - Крамской
Portrait_of_Ivan_I_Shishkin
 
Portrait_of_the_Writer_Leo_Tolstoy - Крамской
Portrait_of_the_Writer_Leo_Tolstoy
 
Self_Portrait - Крамской
Self_Portrait
 
Автопортрет. 1853 - Крамской
Автопортрет. 1853
 
Автопортрет. 1867 - Крамской
Автопортрет. 1867
 
Автопортрет. 1874. - Крамской
Автопортрет. 1874.
 
Актер Александр Павлович Ленский в роли Петруччио в комедии Шекспира  Укрощение строптивой. 1883 - Крамской
Актер Александр Павлович Ленский в роли Петруччио в комедии Шекспира Укрощение строптивой. 1883
 
Астролог. 1886 - Крамской
Астролог. 1886
 
Букет цветов. Флоксы. 1884 - Крамской
Букет цветов. Флоксы. 1884
 
Вера Николаевна Третьякова в Кунцеве. 1875 - Крамской
Вера Николаевна Третьякова в Кунцеве. 1875
 
Веранда. 1880-е - Крамской
Веранда. 1880-е
 
Выздоравливающая. 1885 - Крамской
Выздоравливающая. 1885
 
Голова крестьянина. 1874 - Крамской
Голова крестьянина. 1874
 
Девочка с бельем на коромысле среди травы. 1874 - Крамской
Девочка с бельем на коромысле среди травы. 1874
 
Девушка с кошкой. 1882 - Крамской
Девушка с кошкой. 1882
 
Девушка с распущенной косой. 1873 - Крамской
Девушка с распущенной косой. 1873
 
Деревенский двор во Франции - Крамской
Деревенский двор во Франции
 
Дети в лесу. 1887 - Крамской
Дети в лесу. 1887
 
Женский портрет 2 - Крамской
Женский портрет 2
 
Женский портрет 3 - Крамской
Женский портрет 3
 
Женский портрет 4 - Крамской
Женский портрет 4
 
Женский портрет. 1867 - Крамской
Женский портрет. 1867
 
Женский портрет. 1884 - Крамской
Женский портрет. 1884
 
Женский портрет - Крамской
Женский портрет
 
Жуковка. Озеро. 1879 - Крамской
Жуковка. Озеро. 1879
 
За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника. 1866–1869 - Крамской
За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника. 1866–1869
 
Иродиада. 1884–1886 - Крамской
Иродиада. 1884–1886
 
Крамской, пишущий портрет своей дочери, Софьи Ивановны Крамской, в замужестве Юнкер. 1884 - Крамской
Крамской, пишущий портрет своей дочери, Софьи Ивановны Крамской, в замужестве Юнкер. 1884
 
Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев. 1883 - Крамской
Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев. 1883
 
Лесная тропинка. Начало 1870-х - Крамской
Лесная тропинка. Начало 1870-х
 
Лунная ночь. 1880 - Крамской
Лунная ночь. 1880
 
Мельник - Крамской
Мельник
 
Мина Моисеев. 1882 - Крамской
Мина Моисеев. 1882
 
Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море. 1861 - Крамской
Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море. 1861
 
Н.А. Некрасов в период  Последних песен. 1877–1878 - Крамской
Н.А. Некрасов в период Последних песен. 1877–1878
 
Неизвестная. 1883 - Крамской
Неизвестная. 1883
 
Неизвестная. Этюд. 1883 - Крамской
Неизвестная. Этюд. 1883
 
Неутешное горе. 1884 - Крамской
Неутешное горе. 1884
 
Оскорбленный еврейский мальчик. 1874 - Крамской
Оскорбленный еврейский мальчик. 1874
 
Осмотр старого дома. 1874 - Крамской
Осмотр старого дома. 1874
 
Пасечник. 1872 - Крамской
Пасечник. 1872
 
Полесовщик. 1874 - Крамской
Полесовщик. 1874
 
Портрет А.И.Куинджи. 1872 - Крамской
Портрет А.И.Куинджи. 1872
 
Портрет А.И.Куинджи. Конец 1870-х - Крамской
Портрет А.И.Куинджи. Конец 1870-х
 
Портрет А.П. Боголюбова. 1869 - Крамской
Портрет А.П. Боголюбова. 1869
 
Портрет агронома М.Е. Вьюнникова. 1868 - Крамской
Портрет агронома М.Е. Вьюнникова. 1868
 
Портрет Адриана Викторовича Прахова, историка искусств и художественного критика. 1879 - Крамской
Портрет Адриана Викторовича Прахова, историка искусств и художественного критика. 1879
 
Портрет актера Василия Васильевича Самойлова. 1881 - Крамской
Портрет актера Василия Васильевича Самойлова. 1881
 
Портрет Александра III. 1886. Холст, масло. 129х92 см - Крамской
Портрет Александра III. 1886. Холст, масло. 129х92 см
 
Портрет Анатолия Ивановича Крамского, сына художника. 1882 - Крамской
Портрет Анатолия Ивановича Крамского, сына художника. 1882
 
Портрет астронома Отто Васильевича Струве. 1886 - Крамской
Портрет астронома Отто Васильевича Струве. 1886
 
Портрет Варвары Кирилловны Лемох в детстве. 1882 - Крамской
Портрет Варвары Кирилловны Лемох в детстве. 1882
 
Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1876. Холст, масло. 226х148 см - Крамской
Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1876. Холст, масло. 226х148 см
 
Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1879 - Крамской
Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1879
 
Портрет доктора Карла Андреевича Раухфуса. 1887 - Крамской
Портрет доктора Карла Андреевича Раухфуса. 1887
 
Портрет доктора Сергея Петровича Боткина. 1880 - Крамской
Портрет доктора Сергея Петровича Боткина. 1880
 
Портрет И.И.Шишкина. 1880 - Крамской
Портрет И.И.Шишкина. 1880
 
Портрет издателя и публициста Алексея Сергеевича Суворина. 1881. Холст, масло. 109х88 см - Крамской
Портрет издателя и публициста Алексея Сергеевича Суворина. 1881. Холст, масло. 109х88 см
 
Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Холст, масло - Крамской
Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Холст, масло
 
Портрет княгини Екатерины Алексеевны Васильчиковой. 1867 - Крамской
Портрет княгини Екатерины Алексеевны Васильчиковой. 1867
 
Портрет князя Павла Ивановича Ливена. 1879 - Крамской
Портрет князя Павла Ивановича Ливена. 1879
 
Портрет Николая Ивановича Крамского, сына художника. 1882 - Крамской
Портрет Николая Ивановича Крамского, сына художника. 1882
 
Портрет Ольги Афанасьевны Рафтопуло. 1884 - Крамской
Портрет Ольги Афанасьевны Рафтопуло. 1884
 
Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1876 - Крамской
Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1876
 
Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровской, на эстраде в Дворянском собрании. 1879 - Крамской
Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровской, на эстраде в Дворянском собрании. 1879
 
Портрет писателя Дмитрия Васильевича Григоровича. 1876 - Крамской
Портрет писателя Дмитрия Васильевича Григоровича. 1876
 
Портрет писателя Ивана Александровича Гончарова. 1874 - Крамской
Портрет писателя Ивана Александровича Гончарова. 1874
 
Портрет писателя Льва Николаевича Толстого. 1873 - Крамской
Портрет писателя Льва Николаевича Толстого. 1873
 
Портрет писателя Михаила Евграфовича Салтыкова (Н. Щедрина). 1879 - Крамской
Портрет писателя Михаила Евграфовича Салтыкова (Н. Щедрина). 1879
 
Портрет писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. 1878 - Крамской
Портрет писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. 1878
 
Портрет поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко. 1871 - Крамской
Портрет поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко. 1871
 
Портрет поэта Николая Алексеевича Некрасова. 1877 - Крамской
Портрет поэта Николая Алексеевича Некрасова. 1877
 
Портрет поэта Якова Петровича Полонского. 1875 - Крамской
Портрет поэта Якова Петровича Полонского. 1875
 
Портрет С. И. Крамской - Крамской
Портрет С. И. Крамской
 
Портрет Сергея Крамского, сына художника 2. 1883 - Крамской
Портрет Сергея Крамского, сына художника 2. 1883
 
Портрет Сергея Крамского, сына художника. 1883 - Крамской
Портрет Сергея Крамского, сына художника. 1883
 
Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского. 1876 - Крамской
Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского. 1876
 
Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника. 1882 - Крамской
Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника. 1882
 
Портрет Софьи Николаевны и Софьи Ивановны Крамских, жены и дочери художника. 1875 - Крамской
Портрет Софьи Николаевны и Софьи Ивановны Крамских, жены и дочери художника. 1875
 
Портрет Софьи Николаевны Крамской (в шляпе). 1863 - Крамской
Портрет Софьи Николаевны Крамской (в шляпе). 1863
 
Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника. 1879 - Крамской
Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника. 1879
 
Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьёва. 1885. Холст, масло. 113х94 см - Крамской
Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьёва. 1885. Холст, масло. 113х94 см
 
Портрет художника Александра Дмитриевича Литовченко. 1878 - Крамской
Портрет художника Александра Дмитриевича Литовченко. 1878
 
Портрет художника Алексея Петровича Боголюбова. 1869 - Крамской
Портрет художника Алексея Петровича Боголюбова. 1869
 
Портрет художника В. М. Максимова - Крамской
Портрет художника В. М. Максимова
 
Портрет художника Г. Г. Мясоедова - Крамской
Портрет художника Г. Г. Мясоедова
 
Портрет художника и фотографа Михаила Борисовича Тулинова. 1868 - Крамской
Портрет художника и фотографа Михаила Борисовича Тулинова. 1868
 
Портрет художника И. Е. Репина - Крамской
Портрет художника И. Е. Репина
 
Портрет художника И.К. Айвазовского - Крамской
Портрет художника И.К. Айвазовского
 
Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина. 1873. Холст, масло. 111х78 см - Крамской
Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина. 1873. Холст, масло. 111х78 см
 
Портрет художника К.А.Савицкого. 1871 - Крамской
Портрет художника К.А.Савицкого. 1871
 
Портрет художника М.К. Клодта. 1872 - Крамской
Портрет художника М.К. Клодта. 1872
 
Портрет художника Николая Андреевича Кошелева. 1866 - Крамской
Портрет художника Николая Андреевича Кошелева. 1866
 
Портрет художника Николая Дмитриевича Дмитриева-Оренбургского. 1866 - Крамской
Портрет художника Николая Дмитриевича Дмитриева-Оренбургского. 1866
 
Портрет художника Павла Петровича Чистякова. 1860 - Крамской
Портрет художника Павла Петровича Чистякова. 1860
 
Портрет художника Фёдора Александровича Васильева. 1871. Холст, масло. 88х68 см - Крамской
Портрет художника Фёдора Александровича Васильева. 1871. Холст, масло. 88х68 см
 
Портрет Ю.Ф.Самарина. 1878. Холст, масло. 87х69 см - Крамской
Портрет Ю.Ф.Самарина. 1878. Холст, масло. 87х69 см
 
Портрет Юрия Степановича Нечаева-Мальцева. 1885 - Крамской
Портрет Юрия Степановича Нечаева-Мальцева. 1885
 
Поэт Аполлон Николаевич Майков. 1883 - Крамской
Поэт Аполлон Николаевич Майков. 1883
 
Русалки. 1871 - Крамской
Русалки. 1871
 
Семья художника. 1866 - Крамской
Семья художника. 1866
 
Созерцатель. 1876 - Крамской
Созерцатель. 1876
 
Сомнамбула. 1871 - Крамской
Сомнамбула. 1871
 
Хохот (Радуйся, царю иудейский). Конец 1870-х - 1880-е - Крамской
Хохот (Радуйся, царю иудейский). Конец 1870-х - 1880-е
 
Христос в пустыне.180 x 210 см. 1872 - Крамской
Христос в пустыне.180 x 210 см. 1872
 
Христос. Этюд для картины Хохот. 1883 - Крамской
Христос. Этюд для картины Хохот. 1883
 


   Полезная информация:
   



духи мужские dolce gabbana

© 2011. Oleg Grigoryev