Энциклопедия русской живописи

Куприн Александр Васильевич

Куприн Александр Васильевич (1880-1960)

В воображаемом групповом портрете членов общества "Бубновый валет" (1910) место А, В. Куприна - во втором ряду, рядом с В. В. Рождественским и Р. Р. Фальком. В первом ряду окажутся "богатыри" - И. И. Машков, П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, - а живопись Куприна ни в коей мере не громогласна и даже не вдохновлена свежим материалом народного примитива.

Он чистый сезаннист, среди своих друзей самый нервный и драматичный; но его натюрморты сохраняли мощь цветового и пластического строя и тогда, когда бывшие "валеты", приглушая свой природный темперамент, переименовывались в "Московских живописцев" (1925) и в Общество московских художников (1928).

Куприн учился в студии Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге (1902-04), в студии К. Ф. Юона в Москве (1904-06) и в МУЖВЗ (1906-10). Став членом "Бубнового валета", он разделил общее увлечение Сезанном, но в его трактовке сезаннистские композиции обретают усиленную ракурсность, формы - колючесть, цвет - контрастность и напряженность ("Натюрморт с синим подносом", 1914; "Натюрморт со статуэткой", 1919; "Осенний букет", 1925, и др.).

Менее непосредственный, чем большинство его товарищей, он использует в постановках культурно-значимые предметы - скульптуру, трубки, лошадиный череп; вообще, он предпочитает искусственную, неизменную натуру, и живые цветы во множестве появляются в его натюрмортах лишь к 1930-м гг. Зато природа, живая и изменчивая, осязаемая и полная движения, предстает в его крымских пейзажах, созданных в 1930-50-е гг. ("Тополя", 1927; "Беасальская долина", 1937; "Пейзаж с луной", 1944, и др.). Тонально сближенный их колорит все же сохраняет декоративную насыщенность. И даже в серии индустриальных видов металлургических заводов и нефтяных промыслов художник не теряет культуры цельного видения. Помимо творческой работы, Куприн много сил и времени отдавал преподаванию: с 1920 г. - во Вхутемасе-Вхутеине, в Московском текстильном институте и других вузах (до 1952 г.). С 1954 г. - член-корреспондент АХ.


Куприн Александр Васильевич (Картины художника):

Белые и розовые искусственные цветы на черном фоне, с желтой миской и синим бокалом. 1929 - Куприн
Белые и розовые искусственные цветы на черном фоне, с желтой миской и синим бокалом. 1929
 
Белые искусственные цветы и трубка на черном фоне. 1921 - Куприн
Белые искусственные цветы и трубка на черном фоне. 1921
 
Бессемеровский цех. 1930  - Куприн
Бессемеровский цех. 1930
 
Букет.  - Куприн
Букет.
 
Вечер с луной. Руза. 1925  - Куприн
Вечер с луной. Руза. 1925
 
Голубой фонтан. 1911-1912 - Куприн
Голубой фонтан. 1911-1912
 
Городской пейзаж с розовой церковью. Сумерки. 1924 - Куприн
Городской пейзаж с розовой церковью. Сумерки. 1924
 
Гудауты. Дома. 1912 - Куприн
Гудауты. Дома. 1912
 
Днепропетровский завод им. Г.И.Петровского. Доменный цех. Каупера. 1930  - Куприн
Днепропетровский завод им. Г.И.Петровского. Доменный цех. Каупера. 1930
 
Натюрморт. 1922  - Куприн
Натюрморт. 1922
 
Розовые, лиловые и черные цветы на розовом фоне. 1926 - Куприн
Розовые, лиловые и черные цветы на розовом фоне. 1926
 
Сокольники. Каланча. 1919  - Куприн
Сокольники. Каланча. 1919
 


   Полезная информация:
   





© 2011-2021. Marina Grigoryeva