Энциклопедия русской живописи

Лентулов Аристарх Васильевич

Лентулов Аристарх Васильевич (1882-1943)

В пародийно-игровом автопортрете (1913) А. В. Лентулов изобразил себя балаганным богатырем, что в главном соответствовало его характеру и жизненной роли. Будучи одним из инициаторов объединения "Бубновый валет" (1910), он представлял в нем самый "наивный" и "национальный" фланг. И одновременно был наиболее последовательным кубофутуристом.

Лентулов отличался "левизной" еще в пору ученичества в студии Д. Н. Кардовского (до этого он учился в Пензенском и Киевском художественных училищах; 1898- 1905) - уже тогда он выставлял работы на авангардных выставках "Стефанос" (1907) и "Венок" (1908). Позже, в "бубнововалетский" период, "левая" направленность обрела системные очертания: в Париже (1911), работая в студии А. Ле Фоконье, художник познакомился с теоретиками кубизма А. Глезом и Ж. Метсенже, и декларируемый ими метод легко наложится на его природное пристрастие к открытым, чуть лубочным цветам, к большому формату холстов и вообще к живописному "шуму".

Его картины этих лет составлены из динамически сталкивающихся, звучно окрашенных плоскостей - пространство тяготеет к плоскости, а плоскость декорируется узорами и украшается аппликативными наклейками; город в московских пейзажах ("Василий Блаженный", 1913; "Звон", 1915; "У Иверской", "Москва", оба 1916) выглядит нерукотворно-цветущим "архитектурным чудом".

С начала 1920-х гг. Лентулов переходит от огромных картин-панно к произведениям менее масштабным и более натурным. Став председателем Общества московских художников (объединившего в 1928 г. большинство "валетов"), он переходит к тональной живописи, слегка сохраняющей оттенки былой форсированности цвета; создает пейзажи, портреты, натюрморты, пронизанные ощущением полноты бытия ("Закат на Волге", 1928; "Солнце над крышами. Восход", 1928; "Овощи", 1933, и др.). Его творческая активность реализуется главным образом в работе в театре, вообще соответствовавшей бравурно-оптимистическому складу характера художника.

Особенно продуктивным было его соавторство с режиссерами А. Я. Таировым, Ф. Ф. Комиссаржевским и В. И. Немировичем-Данченко. Наиболее известно из его театральных работ оформление спектакля "Испанский священник" (1934, пьеса Ф. Бомонта и Дж. Флетчера) на сцене МХАТа 2-го. Занимался Лентулов и педагогической деятельностью - преподавал во Вхутемасе (с 1920 г.), в МГХИ (1937-43).

Лентулов Аристарх Васильевич (Картины художника):

Автопортрет. 1913  - Лентулов
Автопортрет. 1913
 
Автопортрет. «La Grand Peintre». 1915  - Лентулов
Автопортрет. «La Grand Peintre». 1915
 
Василий Блаженный. 1913  - Лентулов
Василий Блаженный. 1913
 
Две женщины. 1919  - Лентулов
Две женщины. 1919
 
Закат на Волге. 1928  - Лентулов
Закат на Волге. 1928
 
Зонтики. 1910  - Лентулов
Зонтики. 1910
 
Ночь на Патриарших прудах. 1928  - Лентулов
Ночь на Патриарших прудах. 1928
 
Пейзаж с желтыми воротами. 1920  - Лентулов
Пейзаж с желтыми воротами. 1920
 
Портрет Марины Петровны Лентуловой. 1913  - Лентулов
Портрет Марины Петровны Лентуловой. 1913
 
Пристань в Сухуми ночью. 1934  - Лентулов
Пристань в Сухуми ночью. 1934
 


   Полезная информация:
   



sibmishki.ru большие плюшевые медведи купить

© 2011. Oleg Grigoryev