Энциклопедия русской живописи

Малевич Казимир Северинович

Малевич Казимир Северинович (1878-1935)

Родился в семье выходцев из Польши, был старшим среди девятерых детей. В 1889-94 гг. семья часто переезжала с места на место; в селе Пархомовка близ Белополья Малевич закончил пятиклассное агрономическое училище. В 1895-96 гг. непродолжительное время занимался в Киевской рисовальной школе Н. И. Мурашко. С 1896, после переезда в Курск, служил чертежником в техническом управлении железной дороги.Осенью 1905 приехал в Москву, посещал с ознакомительными целями занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Строгановском училище; жил и работал в доме-коммуне художника В. В. Курдюмова в Лефортове. Посещал занятия в частной студии Ф. И. Рерберга (1905-10). Проводя лето в Курске, Малевич работал на пленэре, развиваясь как неоимпрессионист.

Вхождение в круг новаторов

Малевич участвовал в выставках, инициированных М. Ф. Ларионовым: «Бубновый валет» (1910-11), «Ослиный хвост» (1912) и «Мишень» (1913). Весной 1911 сблизился с петербургским обществом «Союз молодежи», членом которого стал в январе 1913 (вышел в феврале 1914); в 1911-14 экспонировал свои работы на выставках объединения, участвовал в вечерах-диспутах.
Декоративно-экспрессионистические полотна Малевича рубежа 1900-10-х гг. свидетельствовали об освоении наследия Гогена и фовистов, трансформированного с учетом живописных тенденций русского «сезаннизма». На выставках художником был представлен и его собственный вариант русского неопримитивизма — картины на темы крестьянской жизни (полотна так называемого первого крестьянского цикла) и ряд работ с сюжетами из «провинциальной жизни» («Купальщик», «На бульваре», «Садовник», все 1911, Стеделик музеум, и др.).

С 1912 началось творческое содружество с поэтами А. Е. Крученых и Велимиром Хлебниковым Малевич оформил ряд изданий русских футуристов (А. Крученых. Взорваль. Рис. К. Малевича и О. Розановой. СПб., 1913; В. Хлебников, А. Крученых, Е. Гуро. Трое. СПб., 1913; А. Крученых, В. Хлебников. Игра в аду. 2-е доп. изд. Рис. К. Малевича и О. Розановой. СПб., 1914; В. Хлебников. Ряв! Перчатки. Рис. К. Малевича. СПб., 1914; и др.).

Его живопись этих лет демонстрировала отечественный вариант футуризма, получивший название «кубофутуризм»: кубистическое изменение формы, призванное утвердить самоценность и самостоятельность живописи, соединилось с принципом динамизма, культивируемым футуризмом [«Точильщик (Принцип мелькания)», 1912, и др.].Работа над декорациями и костюмами к постановке в конце 1913 футуристической оперы «Победа над Солнцем» (текст А. Крученых, музыка М. Матюшина, пролог В. Хлебникова) впоследствии была осмыслена Малевичем как становление супрематизма.

В живописи в это время художник разрабатывал темы и сюжеты «заумного реализма», использовавшего алогизм, иррациональность образов как инструмент разрушения окостеневшего традиционного искусства; алогическая живопись, выражавшая заумную, трансрациональную реальность, была построена на шокирующем монтаже разнородных пластических и образных элементов, складывавшихся в композицию, наполненную неким смыслом, посрамляющим обыденный разум своей непостижимостью («Дама на остановке трамвая», 1913; «Авиатор», «Композиция с Моной Лизой», обе 1914; «Англичанин в Москве», 1914, и др.).

Возникновение супрематизма

После начала 1-й мировой войны исполнил ряд агитационных патриотических лубков с текстами В. В. Маяковского для издательства «Современный лубок».Весной 1915 возникли первые полотна абстрактного геометрического стиля, вскоре получившего наименование «супрематизм». Изобретенному направлению — регулярным геометрическим фигурам, написанным чистыми локальными цветами и погруженным в некую «белую бездну», где господствовали законы динамики и статики, — Малевич дал наименование «супрематизм». Сочиненный им термин восходил к латинскому корню «супрем», образовавшему в родном языке художника, польском, слово «супрематия», что в переводе означало «превосходство», «главенство», «доминирование». На первом этапе существования новой художественной системы Малевич этим словом стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надо всеми остальными компонентами живописи.
На выставке «О,10» в конце 1915 впервые показал 39 полотен под общим названием «Супрематизм живописи», в том числе самое знаменитое свое произведение — «Черный квадрат (Черный квадрат на белом фоне)»; на этой же выставке распространялась брошюра «От кубизма к супрематизму». Летом 1916 Малевич был призван на военную службу; демобилизован в 1917.

В мае 1917 был избран в совет профессионального Союза художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации (молодой фракции). В августе стал председателем Художественной секции Московского Совета солдатских депутатов, где вел обширную культурно-просветительную работу. В октябре 1917 был избран председателем общества «Бубновый валет». В ноябре 1917 московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля.

Послереволюционная деятельность

В марте-июне 1918 деятельно сотрудничал в московской газете «Анархия», опубликовав около двух десятков статей. Участвовал в работах по декоративному убранству Москвы к празднику 1 Мая. В июне был избран членом московской Художественной коллегии Отдела Изо Наркомпроса, где вошел в музейную комиссию вместе с В. Е. Татлиным и Б. Д. Королевым.

В результате расхождения с членами московской коллегии переехал летом 1918 в Петроград. В петроградских Свободных мастерских Малевичу была поручена одна из мастерских. Оформил петроградскую постановку «Мистерии-Буфф» В. В. Маяковского в режиссуре В. Э. Мейерхольда (1918). В 1918 были созданы полотна «белого супрематизма», последней стадии супрематической живописи.

В декабре 1918 вернулся в Москву. Принял руководство живописными мастерскими в московских I и II ГСХМ (в I-х совместно с Н. А. Удальцовой ).
В июле 1919 закончил в Немчиновке первый большой теоретический труд «О новых системах в искусстве».В начале ноября 1919 переехал в Витебск, где получил должность руководителя мастерской в Витебском Народном художественном училище, возглавляемом Марком Шагалом.

В конце того же года в Москве состоялась первая персональная выставка Малевича; представляя концепцию художника, она разворачивалась от ранних импрессионистических работ через неопримитивизм, кубофутуризм и алогические полотна к супрематизму, делившемуся на три периода: черный, цветной, белый; завершалась экспозиция подрамниками с чистыми холстами, наглядной манифестацией отказа от живописи как таковой. Витебский период (1919-22) был отдан сочинению теоретических и философских текстов; в те годы были написаны почти все философские произведения Малевича, в том числе несколько вариантов фундаментального труда «Супрематизм. Мир как беспредметность».

В рамках деятельности созданного им объединения «Утвердителей нового искусства» (Уновис) Малевичем были опробованы многие новые идеи в художественной, педагогической, утилитарно-практической сферах бытования супрематизма.

Научная и педагогическая деятельность

В конце мая 1922 переехал из Витебска в Петроград. С осени 1922 преподавал рисунок на архитектурном отделении петроградского Института гражданских инженеров. Создал несколько образцов и спроектировал супрематические росписи для фарфоровых изделий (1923). Исполнил первые рисунки «планитов», ставших проектной стадией в возникновении пространственно-объемного супрематизма.

В 1920-е гг. возглавлял Государственный институт художественной культуры (Гинхук). Руководил также в Гинхуке формально-теоретическим отделом, впоследствии переименованным в отдел живописной культуры. В рамках экспериментальной работы института проводил аналитические исследования, занимался разработкой собственной теории прибавочного элемента в живописи, а также приступил к изготовлению объемных супрематических построений, «архитектонов», служивших, по мысли автора, моделями новой архитектуры, «супрематического ордера», который должен был лечь в основу нового, всеобъемлющего универсального стиля.

После разгрома Гинхука в 1926 Малевич вместе с сотрудниками был переведен в Государственный институт истории искусства, где руководил комитетом экспериментального изучения художественной культуры.
В 1927 уехал в заграничную командировку в Варшаву (8-29 марта) и Берлин (29 марта — 5 июня). В Варшаве была развернута выставка, на которой прочел лекцию. В Берлине Малевичу был предоставлен зал на ежегодной Большой берлинской художественной выставке (7 мая — 30 сентября). 7 апреля 1927 посетил Баухауз в Дессау, где познакомился с В. Гропиусом и Ласло Мохой-Надем; в том же году в рамках изданий Баухауза была опубликована книга Малевича «Мир как беспредметность».

Получив внезапное распоряжение вернуться в СССР, срочно выехал на родину; все картины и архив оставил в Берлине на попечение друзей, так как предполагал в будущем совершить большое выставочное турне с заездом в Париж. По приезде в СССР был арестован и три недели провел в заключении.
В 1928 началась публикация цикла статей Малевича в харьковском журнале «Новая генерация». С этого года, готовя персональную выставку в Третьяковской галерее (1929), художник возвратился к темам и сюжетам своих работ раннего крестьянского цикла, датируя новонаписанные картины 1908-10; постсупрематические полотна составили второй крестьянский цикл.

В конце 1920-х гг. был создан также ряд неоимпрессионистических произведений, чья датировка была сдвинута автором на 1900-е гг. Еще одну серию постсупрематических картин составили холсты, где обобщенно-абстрагированные формы мужских и женских голов, торсов и фигур использовались для конструирования идеального пластического образа.

В 1929 преподавал в Киевском художественном институте, приезжая туда каждый месяц. Персональная выставка в Киеве, работавшая в феврале-мае 1930, была жестко раскритикована — осенью того же года художник был арестован и заключен на несколько недель в ленинградскую тюрьму ОГПУ.
В 1931 создал эскизы росписей Красного театра в Ленинграде, интерьер которого был оформлен по его проекту. В 1932-33 гг. заведовал экспериментальной лабораторией в Русском музее. Творчество Малевича последнего периода жизни тяготело к реалистической школе русской живописи. В 1933 возникла тяжелая болезнь, приведшая художника к смерти. По завещанию он был похоронен в Немчиновке, дачном поселке близ Москвы.


Малевич Казимир Северинович (Картины художника):

malevich1 - Малевич
malevich1
 
malevich107 - Малевич
malevich107
 
malevich111 - Малевич
malevich111
 
malevich116 - Малевич
malevich116
 
malevich12 - Малевич
malevich12
 
malevich13 - Малевич
malevich13
 
malevich131 - Малевич
malevich131
 
malevich132 - Малевич
malevich132
 
malevich133 - Малевич
malevich133
 
malevich136 - Малевич
malevich136
 
malevich143 - Малевич
malevich143
 
malevich145 - Малевич
malevich145
 
malevich146 - Малевич
malevich146
 
malevich15 - Малевич
malevich15
 
malevich150 - Малевич
malevich150
 
malevich152 - Малевич
malevich152
 
malevich157 - Малевич
malevich157
 
malevich159 - Малевич
malevich159
 
malevich16 - Малевич
malevich16
 
malevich164 - Малевич
malevich164
 
malevich166 - Малевич
malevich166
 
malevich168 - Малевич
malevich168
 
malevich169 - Малевич
malevich169
 
malevich17 - Малевич
malevich17
 
malevich170 - Малевич
malevich170
 
malevich177 - Малевич
malevich177
 
malevich179 - Малевич
malevich179
 
malevich18 - Малевич
malevich18
 
malevich185 - Малевич
malevich185
 
malevich186 - Малевич
malevich186
 
malevich187 - Малевич
malevich187
 
malevich188 - Малевич
malevich188
 
malevich189 - Малевич
malevich189
 
malevich194 - Малевич
malevich194
 
malevich195 - Малевич
malevich195
 
malevich2 - Малевич
malevich2
 
malevich20 - Малевич
malevich20
 
malevich25 - Малевич
malevich25
 
malevich3 - Малевич
malevich3
 
malevich34 - Малевич
malevich34
 
malevich35 - Малевич
malevich35
 
malevich36 - Малевич
malevich36
 
malevich37 - Малевич
malevich37
 
malevich38 - Малевич
malevich38
 
malevich39 - Малевич
malevich39
 
malevich41 - Малевич
malevich41
 
malevich42 - Малевич
malevich42
 
malevich43 - Малевич
malevich43
 
malevich44 - Малевич
malevich44
 
malevich47 - Малевич
malevich47
 
malevich5 - Малевич
malevich5
 
malevich54 - Малевич
malevich54
 
malevich57 - Малевич
malevich57
 
malevich58 - Малевич
malevich58
 
malevich59 - Малевич
malevich59
 
malevich6 - Малевич
malevich6
 
malevich60 - Малевич
malevich60
 
malevich69 - Малевич
malevich69
 
malevich7 - Малевич
malevich7
 
malevich70 - Малевич
malevich70
 
malevich8 - Малевич
malevich8
 
malevich89 - Малевич
malevich89
 
malevich90 - Малевич
malevich90
 
malevich91 - Малевич
malevich91
 
malevich92 - Малевич
malevich92
 
malevich93 - Малевич
malevich93
 
malevich94 - Малевич
malevich94
 
malevich96 - Малевич
malevich96
 
malevich_2_peasants_against_blue_background_1928-32 - Малевич
malevich_2_peasants_against_blue_background_1928-32
 
malevich_airplane_flying_(suprematist_painting)_1915 - Малевич
malevich_airplane_flying_(suprematist_painting)_1915
 
malevich_an_englishman_in_moscow_1914 - Малевич
malevich_an_englishman_in_moscow_1914
 
malevich_apple_blossoms_dated-1904 - Малевич
malevich_apple_blossoms_dated-1904
 
malevich_bather_1911 - Малевич
malevich_bather_1911
 
malevich_bathing_women_dated-1908 - Малевич
malevich_bathing_women_dated-1908
 
malevich_carpenter_1928-32 - Малевич
malevich_carpenter_1928-32
 
malevich_church_1903 - Малевич
malevich_church_1903
 
malevich_complex_premonition_(half_figure_in_yellow_shirt)_1928-32 - Малевич
malevich_complex_premonition_(half_figure_in_yellow_shirt)_1928-32
 
malevich_cow_and_violin_1913 - Малевич
malevich_cow_and_violin_1913
 
malevich_death_to_wallpaper_suprematist_principle_paintwalls - Малевич
malevich_death_to_wallpaper_suprematist_principle_paintwalls
 
malevich_female_half-figure_1928-32 - Малевич
malevich_female_half-figure_1928-32
 
malevich_female_portrait_1928-32 - Малевич
malevich_female_portrait_1928-32
 
malevich_female_worker_1933 - Малевич
malevich_female_worker_1933
 
malevich_finished_portrait_of_ivan_kliun_1913 - Малевич
malevich_finished_portrait_of_ivan_kliun_1913
 
malevich_floor_polishers_1911-12 - Малевич
malevich_floor_polishers_1911-12
 
malevich_flower_girl_c1929-30 - Малевич
malevich_flower_girl_c1929-30
 
malevich_girls_in_the_field_c1928-32 - Малевич
malevich_girls_in_the_field_c1928-32
 
malevich_girl_with_red_pole_1932-3 - Малевич
malevich_girl_with_red_pole_1932-3
 
malevich_haymaking_c1927-9 - Малевич
malevich_haymaking_c1927-9
 
malevich_head_of_a_peasant_c1928 - Малевич
malevich_head_of_a_peasant_c1928
 
malevich_head_of_a_peasant_girl_1912-13 - Малевич
malevich_head_of_a_peasant_girl_1912-13
 
malevich_head_of_a_young_girl_of_today_1932 - Малевич
malevich_head_of_a_young_girl_of_today_1932
 
malevich_jobless_girl_c1930 - Малевич
malevich_jobless_girl_c1930
 
malevich_landscape_with_five_houses_c1932 - Малевич
malevich_landscape_with_five_houses_c1932
 
malevich_landscape_with_yellow_house_c1906 - Малевич
malevich_landscape_with_yellow_house_c1906
 
malevich_male_portrait_(n_n_punin)_1933 - Малевич
malevich_male_portrait_(n_n_punin)_1933
 
malevich_musical_instrument_1913 - Малевич
malevich_musical_instrument_1913
 
malevich_on_the_boulevard_dated-1903 - Малевич
malevich_on_the_boulevard_dated-1903
 
malevich_peasants_c1928-9 - Малевич
malevich_peasants_c1928-9
 
malevich_peasant_in_the_fields_c1929-32 - Малевич
malevich_peasant_in_the_fields_c1929-32
 
malevich_peasant_woman_c1928-30 - Малевич
malevich_peasant_woman_c1928-30
 
malevich_peasant_woman_carrying_buckets_1912-13 - Малевич
malevich_peasant_woman_carrying_buckets_1912-13
 
malevich_portrait_of_member_of_artist
malevich_portrait_of_member_of_artist's_family_1906
 
malevich_portrait_of_m_v_matiushin_1913 - Малевич
malevich_portrait_of_m_v_matiushin_1913
 
malevich_portrait_of_the_artist
malevich_portrait_of_the_artist's_daughter_1934
 
malevich_portrait_of_the_artist
malevich_portrait_of_the_artist's_wife_1933
 
malevich_portrait_of_the_artist
malevich_portrait_of_the_artist's_wife_1934
 
malevich_portrait_of_una_c1932 - Малевич
malevich_portrait_of_una_c1932
 
malevich_reapers_c1929-32 - Малевич
malevich_reapers_c1929-32
 
malevich_reaper_on_red_background_1912-13 - Малевич
malevich_reaper_on_red_background_1912-13
 
malevich_red_cavalry_1930-1 - Малевич
malevich_red_cavalry_1930-1
 
malevich_relaxing_(high_society_in_top_hats)_1908 - Малевич
malevich_relaxing_(high_society_in_top_hats)_1908
 
malevich_river_in_the_forest_c1908-or-1928 - Малевич
malevich_river_in_the_forest_c1908-or-1928
 
malevich_self-portrait_ii_c1908-9 - Малевич
malevich_self-portrait_ii_c1908-9
 
malevich_self-portrait_i_c1908-9 - Малевич
malevich_self-portrait_i_c1908-9
 
malevich_sportsmen_1928-30 - Малевич
malevich_sportsmen_1928-30
 
malevich_study_for_a_fresco_(self-portrait)_1907 - Малевич
malevich_study_for_a_fresco_(self-portrait)_1907
 
malevich_suprematism_(non-objective_composition)_1916 - Малевич
malevich_suprematism_(non-objective_composition)_1916
 
malevich_suprematism_1915 - Малевич
malevich_suprematism_1915
 
malevich_suprematist_composition_c1920-2 - Малевич
malevich_suprematist_composition_c1920-2
 
malevich_suprematist_painting_(8_red_rectangles)_1915 - Малевич
malevich_suprematist_painting_(8_red_rectangles)_1915
 
malevich_suprematist_painting_1917 - Малевич
malevich_suprematist_painting_1917
 
malevich_supremus_no_50_1915 - Малевич
malevich_supremus_no_50_1915
 
malevich_supremus_no_57_1916 - Малевич
malevich_supremus_no_57_1916
 
malevich_taking_in_the_rye_1912 - Малевич
malevich_taking_in_the_rye_1912
 
malevich_the_aviator_1914 - Малевич
malevich_the_aviator_1914
 
malevich_the_grinder_(principle_of_flickering)_1912-13 - Малевич
malevich_the_grinder_(principle_of_flickering)_1912-13
 
malevich_the_red_house_c1932 - Малевич
malevich_the_red_house_c1932
 
malevich_the_woodcutter_1912 - Малевич
malevich_the_woodcutter_1912
 
malevich_three_female_figures_c1928-32 - Малевич
malevich_three_female_figures_c1928-32
 
malevich_three_women_1928-32 - Малевич
malevich_three_women_1928-32
 
malevich_through_station,_kuntsevo_1913 - Малевич
malevich_through_station,_kuntsevo_1913
 
malevich_to_the_harvest_(marfa_and_vanka)_c1927-9 - Малевич
malevich_to_the_harvest_(marfa_and_vanka)_c1927-9
 
malevich_two_peasants_1928-32 - Малевич
malevich_two_peasants_1928-32
 
malevich_untitled_(suprematism)_1915 - Малевич
malevich_untitled_(suprematism)_1915
 
malevich_untitled_(suprematist_composition)_c1916 - Малевич
malevich_untitled_(suprematist_composition)_c1916
 
malevich_untitled_(suprematist_painting)_1915 - Малевич
malevich_untitled_(suprematist_painting)_1915
 
malevich_vanity_case_1913 - Малевич
malevich_vanity_case_1913
 
malevich_woman_with_yellow_hat_dated-1908 - Малевич
malevich_woman_with_yellow_hat_dated-1908
 
Malevitj Black circle [1913] 1923-29, State Russian Museum,  - Малевич
Malevitj Black circle [1913] 1923-29, State Russian Museum,
 
Malevitj Black Square and Red Square 1915, Moma NY - Малевич
Malevitj Black Square and Red Square 1915, Moma NY
 
Malevitj Black square [1913] 1923-29, State Russian Museum,  - Малевич
Malevitj Black square [1913] 1923-29, State Russian Museum,
 
MALEVITJ MORNING IN THE COUNTRY AFTER SNOWSTORM 1912 SOLOMON - Малевич
MALEVITJ MORNING IN THE COUNTRY AFTER SNOWSTORM 1912 SOLOMON
 
Malevitj Red square - Painterly realism of a peasant woman i - Малевич
Malevitj Red square - Painterly realism of a peasant woman i
 
Malevitj Running Man 1932-34 Oil on canvas (79 x 65 cm.) Mus - Малевич
Malevitj Running Man 1932-34 Oil on canvas (79 x 65 cm.) Mus
 
Malevitj Selfportrait 1933, State Russian Museum, St. Peters - Малевич
Malevitj Selfportrait 1933, State Russian Museum, St. Peters
 
Malevitj Soldier of the First Division 1914, Moma NY - Малевич
Malevitj Soldier of the First Division 1914, Moma NY
 
Malevitj Suprema painting 1916, Stedelijk Museum, Amsterdam - Малевич
Malevitj Suprema painting 1916, Stedelijk Museum, Amsterdam
 
Malevitj Suprematism (Supremus No.58) 1916, State Russian Mu - Малевич
Malevitj Suprematism (Supremus No.58) 1916, State Russian Mu
 
Malevitj Suprematism - Self-Portrait in Two Dimensions 1915, - Малевич
Malevitj Suprematism - Self-Portrait in Two Dimensions 1915,
 
Malevitj Suprematism 1915, State Russian Museum, St. Petersb - Малевич
Malevitj Suprematism 1915, State Russian Museum, St. Petersb
 
Malevitj Suprematism 1916-17, Fine Arts Museum, Krasnodar - Малевич
Malevitj Suprematism 1916-17, Fine Arts Museum, Krasnodar
 
Malevitj Suprematist composition 1915, Fine Arts Museum, Tul - Малевич
Malevitj Suprematist composition 1915, Fine Arts Museum, Tul
 
Malevitj Suprematist painting 1915-16, Wilhelm Hacke Museum, - Малевич
Malevitj Suprematist painting 1915-16, Wilhelm Hacke Museum,
 
Malevitj Supremus No.56 1916,State Russian Museum, St. Peter - Малевич
Malevitj Supremus No.56 1916,State Russian Museum, St. Peter
 
xyz23076 - Малевич
xyz23076
 
xyz23077 - Малевич
xyz23077
 
xyz23078 - Малевич
xyz23078
 
xyz23079 - Малевич
xyz23079
 
xyz23081 - Малевич
xyz23081
 
xyz23083 - Малевич
xyz23083
 
xyz23084 - Малевич
xyz23084
 
xyz23087 - Малевич
xyz23087
 
xyz23088 - Малевич
xyz23088
 
xyz23090 - Малевич
xyz23090
 
xyz23091 - Малевич
xyz23091
 
xyz23095 - Малевич
xyz23095
 
xyz23096 - Малевич
xyz23096
 
xyz23098 - Малевич
xyz23098
 
xyz23100 - Малевич
xyz23100
 
xyz23101 - Малевич
xyz23101
 
xyz23104 - Малевич
xyz23104
 
xyz23105 - Малевич
xyz23105
 
xyz23106 - Малевич
xyz23106
 
xyz23107 - Малевич
xyz23107
 
xyz23109 - Малевич
xyz23109
 
xyz23111 - Малевич
xyz23111
 
xyz23115 - Малевич
xyz23115
 
Цветочница. 1903 г.  - Малевич
Цветочница. 1903 г.
 


   Полезная информация:
   





© 2011. Oleg Grigoryev