Энциклопедия русской живописи

Мясоедов Григорий Григорьевич

Г. Г. Мясоедов был сыном мелкопоместного дворянина. Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству. После обучения в гимназии в Орле, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков, юноша отправился в Петербург и в 1853 г. поступил в Академию Художеств.

Десятилетие, которое Мясоедов провел в стенах Академии (1853-63), совпало с периодом тяжелого кризиса этого учебного заведения, закончившегося "бунтом четырнадцати". Правда, сам "бунт" Мясоедов не застал - к этому времени он уже закончил АХ и в качестве пенсионера находился за границей (1863-68), посетил Берлин, Брюссель, Париж, города Италии и Испании.

Еще в годы обучения Мясоедов написал жанровую картину "Поздравление молодых в доме помещика" (1861) и полотно на историческую тему "Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе" (1862), которое В. В. Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. В дальнейшем историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра. Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга.

Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа - Товарищества передвижных художественных выставок. Идея о такой организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г., когда он находился за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации передвижных выставок, проводившихся в основном с коммерческой целью. 16 декабря 1870 г. состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов (вместе с И. Н. Крамским, Н. Н. Ге, В. Г. Перовым, М. К. Клодтом).

А 29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил на эту выставку картину "Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)" (1871), в которой решение исторической темы дано в бытовом плане. В марте 1872 г. открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова - "Земство обедает" (1872). Тихий провинциальный городок. Солнечный полдень. У подъезда земской управы группа крестьян. Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет. Другие неторопливо едят: хлеб с солью да лук - вот их обед. А рядом, в доме, только что отобедали господа: через открытое окно виден лакей, старательно перемывающий посуду, тут же - множество бутылок и графинов. Налицо критический сюжет - сопоставление земцев-господ и земцев-крестьян, контраст богатства и бедности. Но не это стало для художника главным в картине. Он сосредоточил все внимание на самих крестьянах. В них художник разглядел и запечатлел разнообразие характеров, особое благообразие, внутреннюю собранность, своеобразную красоту.


В другом фундаментальном полотне Мясоедова - "Чтение манифеста 19 февраля 1861 года" (1873) - раскрывается иной аспект той же темы - судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях. "Признаюсь, - писал один из критиков, - мне не удавалось видеть (после "Бурлаков" г. Репина) ни на одной картине столь типичных, безыскусственно-правдивых, точно живых, истинно мужицких лиц". Крестьяне с сосредоточенным вниманием слушают читаемый мальчиком текст манифеста об освобождении от крепостной зависимости. Их отношение к документу еще не определилось: на лицах нет ни радости, ни явного разочарования. Но есть внутреннее напряжение, недоверие, настороженность. Крестьяне по-своему мудры и мужественны.

Изучение жизни русского крестьянства приводит Мясоедова к сюжетам, повествующим о древних поверьях и обычаях, их роли в жизни народа. Так, в картине "Опахивание" (1876) показано старинное ритуальное действо: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек.

1878-80 гг. Мясоедов работает над двумя вариантами "Засухи", где представлен молебен в поле. Параллельно идут поиски в области исторической тематики: художник пишет картину "Самосжигатели" (1882-84), сюжет которой стоит в очень тесной связи с предыдущими жанровыми картинами.

К началу 1880-х гг. в творчестве Мясоедова намечается новый этап. В пейзаже "Дорога во ржи" (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в "Косцах" (1887). Автор воспевает здесь радостную сторону бытия, передает красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм. Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины. Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий. Полностью отказавшись от критического начала, художник отказался тем самым от основного принципа художественной системы 1870-х гг.

Не освоив нового образного языка и не будучи подготовленным к восприятию художественных идей нового поколения живописцев, Мясоедов оказался в числе тех представителей ТПХВ, которые на рубеже 1880-х и 1890-х гг. не пожелали допустить в свои ряды молодых художников. Последние годы жизни художника не внесли ничего существенного в его творчество.


Мясоедов Григорий Григорьевич (Картины художника):

0Myasoedov_DorogaVoRzhiGTG - Мясоедов
0Myasoedov_DorogaVoRzhiGTG
 
Avvakum_by_Myasoyedov - Мясоедов
Avvakum_by_Myasoyedov
 
mjassojedow-grigorjewitsch-grigorij--auf-dem-boulevard-791518 - Мясоедов
mjassojedow-grigorjewitsch-grigorij--auf-dem-boulevard-791518
 
myasoedov_20 - Мясоедов
myasoedov_20
 
Автопортрет. 1878  - Мясоедов
Автопортрет. 1878
 
Автопортрет - Мясоедов
Автопортрет
 
Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. 1862 - Мясоедов
Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. 1862
 
Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе - Мясоедов
Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе
 
Г.Мясоедов портрет И.Репина этюд1883 - Мясоедов
Г.Мясоедов портрет И.Репина этюд1883
 
Г.Мясоедов портрет И.Репина - Мясоедов
Г.Мясоедов портрет И.Репина
 
Дедушка русского флота (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово. Май 1688г) - Мясоедов
Дедушка русского флота (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово. Май 1688г)
 
Дорога во ржи. Холст, масло - Мясоедов
Дорога во ржи. Холст, масло
 
Жница - Мясоедов
Жница
 
Земство обедает этюд - Мясоедов
Земство обедает этюд
 
Земство обедает. 1872г. - Мясоедов
Земство обедает. 1872г.
 
Земство обедает - Мясоедов
Земство обедает
 
Испанец. 1866 - Мясоедов
Испанец. 1866
 
Лесной ручей. Весной. 1890, холст, масло, 75х56 - Мясоедов
Лесной ручей. Весной. 1890, холст, масло, 75х56
 
Молебен во время засухи. 1880  - Мясоедов
Молебен во время засухи. 1880
 
Молебен на пашне о даровании дождя - Мясоедов
Молебен на пашне о даровании дождя
 
Мясоедов Григорий Григорьевич. Осеннее утро. 1893 - Мясоедов
Мясоедов Григорий Григорьевич. Осеннее утро. 1893
 
Опахивание - Мясоедов
Опахивание
 
Осеннее утро. 1893 - Мясоедов
Осеннее утро. 1893
 
Поздравление молодых в доме помещика - Мясоедов
Поздравление молодых в доме помещика
 
Портрет скрипача В.Г.Вальтера. 1902 - Мясоедов
Портрет скрипача В.Г.Вальтера. 1902
 
Портрет старухи - Мясоедов
Портрет старухи
 
Портрет шахматиста А.Д. Петрова - Мясоедов
Портрет шахматиста А.Д. Петрова
 
Портрет Шишкина - Мясоедов
Портрет Шишкина
 
Пристань в Ялте. Холст, масло - Мясоедов
Пристань в Ялте. Холст, масло
 
Самосожигатели. 1882  - Мясоедов
Самосожигатели. 1882
 
Самосожигатели - Мясоедов
Самосожигатели
 
Страдная пора (Косцы). 1887, холст, масло, 179х275 см - Мясоедов
Страдная пора (Косцы). 1887, холст, масло, 179х275 см
 
Чтение Положения 19 февраля 1861 года. 1873  - Мясоедов
Чтение Положения 19 февраля 1861 года. 1873
 
Чтение положения 19 февраля 1861 года - Мясоедов
Чтение положения 19 февраля 1861 года
 


   Полезная информация:
   





© 2011. Oleg Grigoryev