Энциклопедия русской живописи

Пластов Аркадий Александрович

Еще при жизни А. А. Пластов был признан классиком советского искусства. Его работы попали даже в школьные учебники. Но мы глубоко ошибемся, если воспримем Пластова как официального художника. Да, он писал заказные картины, изображал Ленина в Разливе, запись в колхоз и колхозные праздники. Да, не все в его огромном наследии равноценно. Однако лучшие его картины стали классикой не советской, но русской живописи XX в.

Пластов - великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов. Она останется в вечности такой, какой изобразил ее Пластов.

Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. Закончил духовное училище и семинарию. С юности мечтал стать живописцем.
В 1914 г. сумел поступить в МУЖВЗ, но его приняли лишь на скульптурное отделение. Параллельно учился живописи.
В 1917-25 гг. Пластов жил в родном селе; как "грамотный", занимался различными общественными делами. Только во второй половине 1920-х гг. он смог вернуться к профессиональной художественной работе.

В 1931 г. у Пластова сгорел дом, погибло почти все созданное к этому времени. Художнику без малого сорок лет, а он оказался практически в положении начинающего. Но еще сорок лет неустанного труда - и число его произведений приблизилось к 10 000. Одних портретов - несколько сотен. В основном это портреты односельчан.

По-своему столь же уникальная серия, как и "Русь уходящая" П. Д. Корина. Ведь и эта Россия должна была исчезнуть в горниле социалистического строительства.

Пластов - природный реалист. Модернистская гордыня, поиски чего-то абсолютно нового и невиданного были ему совершенно чужды. Он жил в мире и любовался его красотой. Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника - увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий. Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры. Непритворность, полное отсутствие того, что называют "манерой", отличает Пластова даже от тех замечательных мастеров, наследником живописных принципов которых он был, - А. Е. Архипова, Ф. А Малявина, К. А. Коровина.

Пластов осознает себя продолжателем всей национальной художественной традиции. В колорите русской природы он видит чарующие краски наших старых икон. Эти краски живут в его картинах: в золоте хлебных полей, в зелени травы, в красном, розовом и голубом цвете крестьянских одежд . На место святых подвижников заступают русские крестьяне, чей труд и тяжек, и свят, чья жизнь для Пластова - воплощенная гармония природы и человека.
Художник много и плодотворно работает в 1930-х гг., но первые свои шедевры он создает в военные годы. Война как народная трагедия, как посягательство на естественные и священные законы бытия - "Фашист пролетел" (1942). И нерушимость этих законов, нерушимость основ народной жизни - классически сдержанная и прекрасная "Жатва" (1945). Трагедия войны здесь скрыта, она - в отсутствии отцов и старших братьев детей, сидящих рядом с пожилым крестьянином. Невозможно остановить и победить естественное течение жизни. Ее торжество в сиянии солнечных лучей, буйстве трав и цветов, шири русского пейзажа, простой и вечной радости труда на родной земле - "Сенокос" (1945).

И впоследствии в лучших своих работах Пластов удержал достигнутый уровень: "Родник" (1952), "Юность" (1953-54), "Весна" (1954), "Лето" (1959-60), "Ужин трактористов" (1951). Не случайно в названиях многих из них есть нечто обобщающее. Пластову дана редкая способность события реальной жизни, часто самые обыденные, превращать в идеальный образ, как бы открывать их сокровенный, подлинный смысл и значение в общей системе устройства мироздания. Поэтому он, современный русский реалист, так естественно продолжил классическую художественную традицию. Вот молодая женщина на минуту выбежала из бани, чтобы поплотнее укутать дочку ("Весна. В бане", 1954). Но не сестра ли она красавицам из "Весны" и "Рождения Венеры" С. Боттичелли? Вот замечтался, глядя вдаль, мальчишка-подпасок ("Витька-подпасок", 1951). Но не брат ли он молодому человеку из "Завтрака на траве" Э. Мане? А эта девушка, что замерла у родника с коромыслом на плечах ("Родник"), - не стала ли она столь же вечным источником гармонии, что и прелестная юная особа из "Источника" Д. Энгра? Неизбывное счастье бытия, неизъяснимо сладкое чувство Родины буквально изливаются на нас с картин Пластова. Но... Та Россия, которую так любил Пластов, частью которой он был, уже на его глазах уходила в прошлое. "Из прошлого" (1969-70) - так и называется одна из последних крупных работ художника. Крестьянская семья в поле, во время короткого отдыха. Все так естественно просто и так значительно. Крестьянское святое семейство. Мир гармонии и счастья. Частица рая на земле.




Пластов Аркадий Александрович (Картины художника):

plastov_august_1957 - Пластов
plastov_august_1957
 
plastov_a_collective_farm_festival_1937 - Пластов
plastov_a_collective_farm_festival_1937
 
plastov_in_the_collective_farm_stables_1935 - Пластов
plastov_in_the_collective_farm_stables_1935
 
plastov_summertime_1953-4 - Пластов
plastov_summertime_1953-4
 
plastov_threshing_on_the_collective_farm_1949 - Пластов
plastov_threshing_on_the_collective_farm_1949
 
plastov_tractor_drivers
plastov_tractor_drivers'_supper_1951
 
Апрельский вечер в саду, 1960г. 48x33 - Пластов
Апрельский вечер в саду, 1960г. 48x33
 
В конюшне, 1930г. 40x57 - Пластов
В конюшне, 1930г. 40x57
 
В октябре, начало 1950-хг. 30x23 - Пластов
В октябре, начало 1950-хг. 30x23
 
Весна в Заречной, 1950г. 46x30 - Пластов
Весна в Заречной, 1950г. 46x30
 
Весна. В бане. 1954г.  - Пластов
Весна. В бане. 1954г.
 
Ветлы в вешней воде, 1950г. 46x31 - Пластов
Ветлы в вешней воде, 1950г. 46x31
 
Вечернее облако, 1958г. 49x34 - Пластов
Вечернее облако, 1958г. 49x34
 
Витька Модонов, 1946г. 49x66 - Пластов
Витька Модонов, 1946г. 49x66
 
Дорога из Тагая, 1941г 73x54 - Пластов
Дорога из Тагая, 1941г 73x54
 
Едут на выборы - Пластов
Едут на выборы
 
За селом, 1940-ег. 65x55 - Пластов
За селом, 1940-ег. 65x55
 
Июль, 100x80 - Пластов
Июль, 100x80
 
Николай Гундоров, 1950г. 50x70 - Пластов
Николай Гундоров, 1950г. 50x70
 
Поле пшеницы, 1960г. 69x49 - Пластов
Поле пшеницы, 1960г. 69x49
 
После дождей, 1957г. 50x35 - Пластов
После дождей, 1957г. 50x35
 
Прибой, 1948г.64x49 - Пластов
Прибой, 1948г.64x49
 
Сенокос. 1945г.  - Пластов
Сенокос. 1945г.
 
Серый день, 1940г.69x62 - Пластов
Серый день, 1940г.69x62
 
Фашист пролетел. 1942г. - Пластов
Фашист пролетел. 1942г.
 
Фашист пролетел - Пластов
Фашист пролетел
 


   Полезная информация:
   




Юридическая консультация по жилищным вопросам Москва также читайте.
© 2011. Oleg Grigoryev