Энциклопедия русской живописи

Семирадский Генрих Ипполитович

Семирадский Генрих Ипполитович (1843 - 1902) - выдающийся художник позднего академического направления. Выдающийся русский художник-портретист.
Семирадский родился в семье полкового врача-поляка. Детство и юность провел в Харькове. Первые навыки в живописи получил в местной гимназии под руководством ученика К. П. Брюллова Д. И. Безперчия, которого позже называл единственным своим учителем. В своем творчестве отдавал предпочтение античным и библейским сюжетам. Произведения Семирадского при жизни мастера пользовались самым широким зрительским признанием. Отношение к ним критики было менее однозначным. Последовательный сторонник академизма, Семирадский подвергался резкой критике со стороны «реалистов» за свою твердую приверженность темам далекого прошлого. В советский период творчество Семирадского было практически вычеркнуто из истории русского национального изобразительного искусства. К художнику был прилеплен ярлык «космополита», а его картины признаны «идеологически чуждыми».

В 1860 г. по настоянию отца Семирадский поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет по разряду естественных наук. Спустя четыре года будущий певец античной красоты получил степень кандидата за "рассуждение" на тему "Об инстинктах насекомых". И тут же уехал в Петербург, где определился вольно-приходящим в АХ. Вскоре, показав блестящие успехи, Семирадский сумел стать учеником АХ.

В 1870 г. ему присудили большую золотую медаль за конкурсную картину "Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу" с правом на шестилетнее пребывание за границей. Семирадский отправился в Мюнхен - второй после Парижа художественный центр Европы. Здесь он написал первое свое крупное произведение - "Римскую оргию блестящих времен цезаризма" (1872). Картина имела успех, ее приобрела Петербургская АХ, что позволило художнику переехать в Италию.

В Риме, где все живет и дышит искусством, воспоминаниями об античности, он остался на долгие годы и в России бывал лишь изредка. И все же Петербургская АХ присвоила живописцу все возможные звания (причем заочно), он получал большие официальные заказы. На всемирных выставках его работы представляли русскую школу живописи. Однако искусство Семирадского невозможно отнести к какой-либо национальной художественной школе, оно интернационально. Сам же художник - один из ярчайших представителей позднего европейского академизма. Правда, он внес в академическую традицию живописность, пленэрные начала, не случайно в его картинах большую, а иногда главенствующую роль играет пейзаж.

Семирадский - мастер создания атмосферы, атмосферы природной и атмосферы действия. К тому же он умел соединить их с занимательным сюжетом. Вот почему академическая риторика, мотивы и позы, равно знакомые и привычные публике, давно ставшие штампами, выглядели у него по-новому, а сам художник казался чуть ли не новатором.

Круг излюбленных сюжетов Семирадского был достаточно узок. Это евангельские сюжеты, эпизоды античной истории и сцены из повседневной жизни античных времен - популярный в конце XIX в. античный жанр. Вторая крупная картина Семирадского "Христос и грешница" (1872) принесла художнику шумный успех и всеевропейскую известность. В ней хорошо видны основные особенности его искусства: композиция в целом весьма эффектна, однако фигуры сами по себе банальны и малоинтересны как по характерам, так и по живописи. Важен пейзаж, помогающий создать общее впечатление...

В другой картине "Христос в доме Марфы и Марии" (1886) пейзаж уже главенствует. А лучшая картина художника на евангельскую тему "Христос и самаритянка" (1890) почти совсем лишена повествовательности. Это пронизанный солнцем пейзаж, в который мастерски вписаны фигуры Христа и женщины у колодца. Гигантская (3,85х7,04 м) картина, одна из двух наиболее знаменитых исторических композиций художника, "Светочи христианства. Факелы Нерона" (1876) официально завершила пенсионерство Семирадского. На ней изображен заключительный эпизод первого гонения на христиан (1 в. н. э.). Император Нерон с приближенными наблюдают, как слуги зажигают огромные факелы, в которые превращены опутанные паклей и обмазанные смолой христианские мученики. К сожалению, интересный замысел был безнадежно погублен исполнением.

Достаточно сумбурная композиция вызвала резкую критику. Семирадского упрекали в холодности и отсутствии экспрессии в изображении действующих лиц. Зато зрители восторгались тем, как написаны разноцветные мраморы, ткани и прочие аксессуары.



Достоинства и недостатки Семирадского проявились в "Светочах..." (в силу сложности замысла) особенно наглядно. Семирадский не был мастером психологической и пластической характеристики, не был даже оригинальным рассказчиком, но он умел "поставить" зрелище в целом, создать общее впечатление. Он был как бы пейзажистом исторического жанра. Картина принесла Семирадскому академическое звание профессора и Гран-при на Всемирной выставке в Париже, однако продать он ее не смог и подарил Краковскому музею.

Кульминацией творческой деятельности Семирадского стала прославленная "Фрина на празднике Посейдона в Эливсине" (1889). Это не просто огромная (только на переднем плане более 30 фигур в натуральную величину) картина, это программа, своего рода художественный манифест Семирадского. Представлен реальный исторический эпизод. В Эливсине на празднике Посейдона греческая красавица гетера Фрина на мгновение сбросила одежды и предстала перед народом как земное воплощение богини любви и красоты Афродиты (позже Фрину привлекли к суду за "оскорбление богов").

Явление, откровение красоты в мире было вожделенной целью и задачей всего творчества Семирадского. Наконец найден сюжет, найден безошибочно. Что же получилось? Вот мнение И. Е. Репина: "Большая картина... несмотря на всю академическую риторику, производит "веселое" впечатление. Море, солнце, горы так влекут глаз и доставляют наслаждение; а храмы, а платан посредине; право, ни один пейзажист в мире не написал такого красивого дерева. Лица и фигуры меня не радуют, но они не портят впечатления". Очень точный и, если учесть размах замысла, убийственный отзыв. К этому следует добавить, что позы фигур весьма условны, их живопись, особенно в тенях, маловыразительна. Что же касается фигуры Фрины (натурщицы Праксителя), ради которой и создавалась композиция, к которой направлены все взгляды присутствующих, то она может показаться деревянной не только в сравнении с пленительной пластикой Афродиты Книдской, но и рядом с женскими фигурами на картинах другого знаменитого поклонника классики - Энгра ("Источник", "Венера Анадиомена" и др.).

И все же "Фрина..." почиталась среди современников бесспорным шедевром. Молодому К. С. Петрову-Водкину даже пришлось провести целое исследование, дабы доказать товарищам по ЦУТР, что эта картина не является одним из величайших созданий в истории живописи, а ее творец вовсе не гений.

Пользовались успехом и другие работы художника: монументальные росписи в храме Христа Спасителя в Москве (1876-79), картины для Исторического музея - "Похороны вождя руссов в Булгаре" и "Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году" (обе в 1883).

В перерывах между исполнением больших полотен Семирадский писал многочисленные "античные жанры": "По примеру богов" (1879), "Танец среди мечей" (1881), "Песня рабыни" (1884) и др. На фоне прекрасной природы показана жизнь, какой, вероятно, никогда не было в действительности. Жизнь-мечта...

До конца своих дней Семирадский продолжал активно трудиться. Писал монументальные произведения для любимой Польши (для театров в Кракове, Львове и для Варшавской филармонии). Семирадский был отзывчив на нужды других. Материально помогал молодым польским художникам, искал мастерские для пенсионеров АХ в Италии.

Умер Семирадский в 1902 г. Был похоронен в Варшаве, но годом позже останки художника были перевезены в Краков и перезахоронены в костеле "На Скалке", где покоятся многие знаменитые поляки.





Семирадский Генрих Ипполитович (Картины художника):

DoverAMaked[2] - Семирадский
DoverAMaked[2]
 
PesnRabyn[2] - Семирадский
PesnRabyn[2]
 
PL_Henryk_Siemiradzki_Autoportret_nieukonczony[1] - Семирадский
PL_Henryk_Siemiradzki_Autoportret_nieukonczony[1]
 
Talisman[2] - Семирадский
Talisman[2]
 
Гибель Содома. Конец 1860-х - Семирадский
Гибель Содома. Конец 1860-х
 
Гречанка. 1877 - Семирадский
Гречанка. 1877
 
Грешница. 1873. Холст, масло. 250х499 см - Семирадский
Грешница. 1873. Холст, масло. 250х499 см
 
Две фигуры у статуи сфинкса. 1870-е  - Семирадский
Две фигуры у статуи сфинкса. 1870-е
 
Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу. 1870 - Семирадский
Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу. 1870
 
Дорога из Рима в Альбано. 1873  - Семирадский
Дорога из Рима в Альбано. 1873
 
Женский портрет. 1866  - Семирадский
Женский портрет. 1866
 
Игра в кости. 1889. Холст, масло - Семирадский
Игра в кости. 1889. Холст, масло
 
Из античной жизни. По дороге на праздник урожая. 1890-е  - Семирадский
Из античной жизни. По дороге на праздник урожая. 1890-е
 
Избиение младенцев. Конец 1860-х - Семирадский
Избиение младенцев. Конец 1860-х
 
Итальянский дворик - Семирадский
Итальянский дворик
 
Итальянский пейзаж  - Семирадский
Итальянский пейзаж
 
Корсары. 1880  - Семирадский
Корсары. 1880
 
Красота и любовь. 1894  - Семирадский
Красота и любовь. 1894
 
Наяды. 1880-е - Семирадский
Наяды. 1880-е
 
Ночь накануне Ивана Купалы. 1880-е  - Семирадский
Ночь накануне Ивана Купалы. 1880-е
 
Опасный урок. Холст, масло - Семирадский
Опасный урок. Холст, масло
 
Оргия времен Тиберия на острове Капри. 1881 - Семирадский
Оргия времен Тиберия на острове Капри. 1881
 
Орфей в подземном царстве. Конец 1880-х  - Семирадский
Орфей в подземном царстве. Конец 1880-х
 
Отдых. 1890. Холст, масло. 51х81 см - Семирадский
Отдых. 1890. Холст, масло. 51х81 см
 
Отдыхает. Лежащая натурщица. 1881  - Семирадский
Отдыхает. Лежащая натурщица. 1881
 
Пастушок, играющий на свирели - Семирадский
Пастушок, играющий на свирели
 
Песня рабыни. 1884  - Семирадский
Песня рабыни. 1884
 
По примеру богов - Семирадский
По примеру богов
 
Портрет графини Тышкевич. 1889  - Семирадский
Портрет графини Тышкевич. 1889
 
Портрет молодой римлянки. 1889 - Семирадский
Портрет молодой римлянки. 1889
 
Портрет неизвестной  - Семирадский
Портрет неизвестной
 
Портрет римлянки. 1890  - Семирадский
Портрет римлянки. 1890
 
Похороны знатного руса. Холст, масло - Семирадский
Похороны знатного руса. Холст, масло
 
Похороны руса в Булгаре. Около 1883  - Семирадский
Похороны руса в Булгаре. Около 1883
 
Рим. Деревня. Холст, масло - Семирадский
Рим. Деревня. Холст, масло
 
Римская оргия блестящих времен цезаризма. 1872  - Семирадский
Римская оргия блестящих времен цезаризма. 1872
 
Римский нищий. 1876  - Семирадский
Римский нищий. 1876
 
Римский пейзаж - Семирадский
Римский пейзаж
 
Светочи христианства (Факелы Нерона). 1882. Холст, масло - Семирадский
Светочи христианства (Факелы Нерона). 1882. Холст, масло
 
Сельская идиллия. 1886  - Семирадский
Сельская идиллия. 1886
 
Сократ застает своего ученика Алкивиада у гетеры. 1875  - Семирадский
Сократ застает своего ученика Алкивиада у гетеры. 1875
 
Сцена из римской жизни. 1883  - Семирадский
Сцена из римской жизни. 1883
 
Сцена из римской жизни. 1883. Холст, масло - Семирадский
Сцена из римской жизни. 1883. Холст, масло
 
Сцена у колодца. 1890  - Семирадский
Сцена у колодца. 1890
 
Талисман. 1884  - Семирадский
Талисман. 1884
 
Танец среди мечей. 1881  - Семирадский
Танец среди мечей. 1881
 
Танец среди мечей. 1881. Холст, масло. 120х225 см - Семирадский
Танец среди мечей. 1881. Холст, масло. 120х225 см
 
Тени волос. Последняя четверть XIX века  - Семирадский
Тени волос. Последняя четверть XIX века
 
Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году - Семирадский
Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году
 
У водоёма. 1895. Холст, масло - Семирадский
У водоёма. 1895. Холст, масло
 
У источника. 1898 - Семирадский
У источника. 1898
 
У храма (Идиллия). 1881  - Семирадский
У храма (Идиллия). 1881
 
Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889. Холст, масло. 366х544 см - Семирадский
Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889. Холст, масло. 366х544 см
 
Христианская Дирцея в цирке Нерона. 1898. Холст, масло - Семирадский
Христианская Дирцея в цирке Нерона. 1898. Холст, масло
 
Христос и грешница  - Семирадский
Христос и грешница
 
Христос и самарянка. 1890. Холст, масло. 101х183 см - Семирадский
Христос и самарянка. 1890. Холст, масло. 101х183 см
 
Христос у Марфы и Марии. 1886. Холст, масло. 191х303 см - Семирадский
Христос у Марфы и Марии. 1886. Холст, масло. 191х303 см
 
Цыганка. 1877  - Семирадский
Цыганка. 1877
 
Шопен в салоне князя Антона Радзивилла в Берлине в 1829 году  - Семирадский
Шопен в салоне князя Антона Радзивилла в Берлине в 1829 году
 


   Полезная информация:
   





© 2011. Oleg Grigoryev