Энциклопедия русской живописи

Серов Валентин Александрович

Я не портретист. Я - просто художник.
Серов В.А.

Надо добиваться портретности в фигуре, чтобы без головы было похоже.
Серов В.А.

Что делать, если шарж сидит в самой модели, - чем я-то виноват? Я только высмотрел, подметил.
Серов В.А.

Все, чего я добивался, это - свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картине.
Серов В.А.

Я, внимательно вглядевшись в человека, каждый раз увлекаюсь, пожалуй, даже вдохновляюсь, но не самим лицом индивидуума, которое часто бывает пошлым, а той характеристикой, которую из него можно сделать на холсте.
Серов В.А.



Серов Валентин Александрович (1865-1911)

Русский художник (живописец и график), представитель русского импрессионизма и модерна. Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А.Н.Серова и пианистки В.С.Серовой (урожденной Бергман). В 1874–1875 и 1878–1882 брал частные уроки у И.Е.Репина, оказавшего на него особое влияние; посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880–1885). Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства, и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д.Веласкеса). Жил в Петербурге и Москве. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. Наезжал в Абрамцево. Был членом «Товарищества передвижников» и объединения «Мир искусства».

Наиболее известные из ранних произведений Серова ("Девочка с персиками", 1887; "Девушка, освещенная солнцем", 1888) явились – несмотря на непритязательную простоту мотивов – настоящими этапами в истории русского искусства. Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах ("Заросший пруд. Домотканово", 1888; "Зимой", 1898; "В деревне. Баба с лошадью", 1898; "Стригуны на водопое. Домотканово", 1904). Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной. Равноправным видом творчества постоянно пребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен И.А.Крылова).

На рубеже XIX-XX вв. Серов становится едва ли не первым портретистом России, если кому-то в этом плане и уступая, то лишь одному Репину. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские ("Н.Я.Дервиз с ребенком", 1888–1889; "Мика Морозов" 1901) либо образы людей творчества ("А.Мазини", 1890; "К.А.Коровин", 1891; "Ф.Таманьо", 1891; Н.А.Лесков, 1894), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Но и более официальные, светские портреты органично сочетают тонкий артистизм с не менее тонким даром художника-психолога. Среди шедевров «светского» Серова – "Граф Ф.Ф.Сумароков-Эльстон" (позднее – князь Юсупов), 1903; "Г.Л.Гиршман", 1907; "В.О.Гиршман", 1911; "И.А.Морозов", 1910; "Княгиня О.К.Орлова", 1911). В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка; эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова.

Впрочем, на первую русскую революцию Серов откликнулся программно-антицаристски (темпера "Солдатушки, браво ребятушки…", 1905; и др.). Тем не менее в его творчестве в целом возобладали образы русской истории, исполненные мажорного, а не критического пафоса (иллюстрации к книге Н.И.Кутепова "Царская и императорская охота на Руси", с 1900; картина "Петр I", 1907). В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы ("М.Горький", 1904; "М.Н.Ермолова", 1905; "Ф.И.Шаляпин", уголь, мел, 1905; "Ида Рубинштейн", темпера, уголь, 1910). Он пишет декоративные картины-панно на античные темы ("Одиссей и Навзикая", "Похищение Европы";обе – 1910). Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника (оформление оперы "Юдифь" А.Н.Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907; эскизы занавеса к балету "Шехеразада" на музыку Н.А.Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С.П.Дягилева, 1910–1911).

Серов оставил о себе благодарную память и как педагог (в 1897–1909 преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были К.Ф.Юон, Н.Н.Сапунов, П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян, К.С.Петров-Водкин). Умер Серов в Москве 22 ноября (5 декабря) 1911.


ТЕМЫ И СЕРИИ

- "Крестьянская" тема
- Начало импрессионизма
- Художники и писатели
- Балет, музыка и театр
- Высший свет
- Романовы
- Мир детства
- Семья
- Пейзажи
- Графические портреты
- Инсторические сюжеты
- Античные сюжеты
- Лошади
- Басни Крылова
- Модерн


МУЗЕИ


ГТГ, Москва
Гос. Русский музей, Санкт-Петербург
Частное собрание
Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург
Гос. музей Республики Татарстан, Казань
Кировский худ. музей им.Васнецовых
Нац. галерея Армении, Ереван
Нижегородский гос. худ. музей
Одесский худ. музей
Саратовский худ. музей
Астраханская обл. картинная галерея
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
ГМИИ им. А.С.Пушкина
Гос. Исторический музей, Москва
Гос. Литературный музей, Москва
Дом-музей К.С.Станиславского, Москва
Краснодарский краевой худ. музей
Музей личных коллекций ГМИИ
Музей-квартира А.М.Горького, Москва
Нац. худ. музей Республики Беларусь, Минск
Омский обл. музей изобр. искусств
Самарский худ.музей
Таганрогская картинная галерея
Томский обл. худ. музей


Валентин Александрович Серов родился в Петербурге в 1865 году. Его отец — Александр Николаевич Серов был известным композитором и выдающимся музыкальным критиком, мать, пережившая сына, — пианисткой и композитором. Отец умел к тому же рисовать, даже мечтал когда-то стать живописцем. В их доме часто собирались “петербургские знаменитости”.

После смерти отца в 1871 году мальчик стал чувствовать себя одиноким: увлеченная музыкой, мать не очень баловала его своими заботами. Зато о будущем сына она позаботилась очень хорошо. Заметив его страсть к рисованию, она из Мюнхена, где они тогда жили, поехала в Париж, к знакомому ей Репину и всю зиму 1874 — 1875 года Валентин брал уроки у автора “Бурлаков”.

“Он с таким самозабвением впивался в свою работу, — вспоминал Репин, — что я заставлял его иногда оставить её и освежиться на балконе перед моим большим окном. Были две совершенно разные фигуры того же мальчика. Когда он выскакивал на воздух и начинал прыгать на ветерке — там был ребенок; в мастерской он казался старше лет на десять, глядел серьёзно и взмахивал карандашом решительно и смело. Особенно не по-детски он взялся за схватывание характера энергичными чертами, когда я указал ему их на гипсовой маске. Его беспощадность в ломке не совсем верных, законченных уже им деталей приводила меня в восхищение: я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве”.

Занятия Репина с Серовым продолжались потом и в Москве, приобретая всё более систематический и серьёзный характер. В конце концов, Валентин даже поселился у Репина, став членом семьи. Они вместе рисовали и писали натурщиков, вместе ходили на этюды в Абрамцево летом 1879 года, вместе совершили и поездку в Запорожье. Это была великолепная школа для юного Серова. Когда же Серов выполнил мастерский этюд с горбуна — того самого, который позировал Репину для картины “Крестный ход в Курской губернии” — Репин сказал ему: “Ну, Антон (близкие звали Валентина Антоном), пора поступать в Академию”. И с рекомендательным письмом Репина к Чистякову Серов едет осенью 1880 года в Петербург, блестяще выдерживает экзамен, становится учеником Академии художеств. С присущим ему неторопливым упорством он осваивает “чистяковскую систему” строго построенного, как бы математически выверенного рисунка, очаровывает своего учителя разносторонними способностями. “Чистяков повторял часто, — пишет Репин, — что он ещё не встречал в другом человеке такой меры всестороннего художественного постижения в искусстве, какая отпущена была природой Серову. И рисунок, и колорит, и светотень и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция — все было у Серова, и было в превосходной степени”.

В 1885 году Серов уходит из Академии. Ему уже нечему было в ней учиться, а к академическим наградам и диплому он был равнодушен. Его влечет свободная творческая работа. Он уже почувствовал себя вполне самостоятельным художником. Написанная им осенью того же года этюдного характера картина “Волы”, находящаяся сейчас в Третьяковской галерее, подтверждает это. Простая по сюжетному мотиву и по композиции, она отличается свежестью живописи и благородством общего тона. В гармонию золотистых и серебристо-серых тонов он привел и скотный двор с его постройками, и кусочек осеннего пейзажа, и первопланные фигуры белого и черного волов, неторопливо жующих сено. А брошенная на телегу розоватая тряпка, разработанная Серовым с тем же богатством цветовых и световых рефлексов, как и все остальное, как бы держит всю цветовую композицию картины.

“В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного, и буду писать только отрадное”, — говорит Серов два года спустя. И он создает такие два шедевра русской школы живописи, как “Девочка с персиками” (1887) и “Девушка, освещенная солнцем” (1888).

В “Девочке с персиками” изображена дочь С. И. Мамонтова — Вера. Он подсмотрел в жизни естественно-непринужденную позу присевшей на мгновение за стол с персиками девочки, о чем-то вдруг неожиданно задумавшейся. Картина вся овеяна безмятежной радостью весенней поры в жизни человека. В ореоле струящегося света мягко вырисовывается “девочка в розовом” с приколотой к черному банту красной гвоздикой. Еле уловимая полуулыбка делает особенно привлекательным её смуглое и нежное лицо с быстрым взглядом живых карих глаз. Поэзия юности, выраженная поэзией света и цвета, — вот, в сущности, тема картины. И никто ещё из русских художников, даже самых прославленных, не передавал этой поэзии юности с такой пленительной свежестью, с таким изящным, тонким мастерством. “Девочка с персиками” — лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюбленного в жизнь и лучшее её порождение — человека.

В “Девушке, освещенной солнцем” нет уже такой непосредственной поэтичности, хотя она также проникнута тихой радостью бытия. Вместо скрытно-порывистой позы “Девочки с персиками”, и живого блеска брошенного в сторону взгляда, перед нами спокойно сидящая, прислонившись к стволу дерева, девушка со спокойно положенными на колени руками. Доверчиво смотрит она на нас широко открытыми светло-серыми глазами; невозмутим её душевный мир, ясный как этот солнечный день под липами старого парка. Обе эти картины имели сенсационный успех и были восприняты как новое слово в искусстве, до сих пор считаются жемчужинами отечественной живописи.

“Все, чего я добивался, — говорит Серов о своих работах этих лет, — это — свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах”. Упорно добиваясь “свежести живописи при полной законченности”, Серов замучил многодневными сеансами и Веру Мамонтову и свою двоюродную сестру М. Я. Симонович, позировавшую ему в Домотканове для “Девушки, освещенной солнцем”. Но цели своей он добился: они кажутся написанными по первому впечатлению, без труда и творческих мучений. Обе эти картины имели сенсационный успех и были восприняты как новое слово в искусстве, до сих пор они считаются жемчужинами отечественной живописи.

Красоту утонченно-нервного облика Левитана, его высокую интеллигентность, утомленно-печальный взгляд затененных на бледном лице глаз запечатлел Серов в портрете И. И. Левитана 1893 года. Изящно проста его поза, портретно выразительна рука, устало положенная на спинку соломенного кресла. Прост и красив колорит портрета, решенный в мягком созвучии темно-серых тонов фона, темно-синего костюма, золотисто-охристого кресла и смугло-бледного лица и руки, оттененных белоснежной полоской воротника и пятном манжет. Самому Левитану портрет очень понравился, а Серову — не очень.

Больше Серов был удовлетворен портретом писателя Н. С. Лескова, написанного в 1894 году, предельно простым по композиции и сильным по колориту. На редкость впечатляющ смятенно-тревожный взгляд Лескова, точно предчувствующего свою скорую смерть.

С 1894 года состоит членом товарищества передвижных художественных выставок, а с 1897 по 1909 годы художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Воспитал целую плеяду будущих новаторов: Н. Н. Сапунова, И. И. Машкова, П. В. Кузнецова, Н. П. Крымова, К. С. Петрова-Водкина, С. Ю. Судейкина и других.
Работает Серов в 90-е годы и над пейзажем, придя и в нем к новым стилевым особенностям и скупой гамме серебристо-серых тонов, появившихся после его поездки летом 1894 года на север с Константином Коровиным, оказавшим на него сильное воздействие своим выдающимся дарованием колориста. Однако Серов сохраняет своеобразие своей творческой индивидуальности и уже в 1895 году пишет чудесную картину “Октябрь”.

Тишиной и покоем веет от этого типично русского пейзажа с бедной деревенькой на заднем плане и мирно пасущимися лошадьми и овцами на скошенном поле. Крошечная фигурка мальчика-пастушка в отцовском картузе как бы “держит” композицию картины. И эта на первый взгляд точно вылинявшая картина вдруг захватывает нас красотой живописи, поэтичностью настроения, острой характерностью пейзажного жанрового изображения русской деревни.

Так же проста и поэтична пастель “В деревне. Баба с лошадью” (1898), в которой Серов объединил свои дарования портретиста, анималиста, и пейзажиста в живой сценке, выхваченной из деревенской жизни. Когда он, прямо на улице, на морозе, рисовал цветными мелками смеющуюся краснощекую бабу с кудлатой лошадью — его обступили мужики, ахавшие от восхищения. Больше всего их восхищала простота выполнения: “взял бы вот эти цветные палочки и сам сейчас все так и написал”. И, рассказав Грабарю про этот запомнившийся ему эпизод, Серов стал горячо доказывать, что надо писать без фокусов — так просто как это только возможно. “Надо чтоб мужик понимал, а не барин, а мы все для бар пишем и ужасно падки на всякую затейливость и пышность. Вот они — немцы, французы — пускай будут пышны, им это к лицу, а уж какая там пышность на Руси”.

В двадцатый век Серов вступает в расцвете своего таланта, это своеобразный художник-артист, нетерпимый к банальности общих мест, ищущий непроторенные пути в искусстве. Именно Серову, с его врожденной чуткостью к процессам, происходившим в мировой живописи на рубеже ХIХ и ХХ вв., суждено было стать связующим звеном между классической живописью ХIХ в. и новациями серебряного века.

Диапазон его возможностей был широк — от уникальной техники рисования углем (портрет Ф. И. Шаляпина, 1995), до крохотных изображений, исполненных графитным карандашом (зарисовки с В. И. Качалова, 1908 и Т. П. Карсавиной, 1909). С 1895 до самой смерти он трудился над громадной (более 150 листов) серией иллюстраций к басням И. А. Крылова. Всего лишь раз испробовав силы в театральной афише, он создал для “Русских сезонов” подлинный шедевр — лист с изображением танцующей А. П. Павловой. Создал прекрасные декорации для постановки оперы своего отца А. Серова “Юдифь” (1907) в Мариинском театре, к балету “Шехерезада” (1911) на музыку Н. Римского-Корсакова для “Русских сезонов” в Париже.

Многообразны его искания. На рубеже нового века он создает в рисунке кистью необыкновенно правдивый и поэтический образ Пушкина, одиноко сидящего среди шороха осенних листьев. И в том же, 1899 году он пишет прелестный натурный этюд своих детей на побережье моря, а два года спустя — портрет Мики Морозова, очаровательного в своей детской непосредственности и пылкости темперамента. В 1900 — 1901 годах в тонко стилизованной манере Серов изображает “Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту” и тогда же броской кистью запечатлевает стирку белья деревенскими бабами. В 1907 году он завершает превосходную историческую картину “Петр I” и в том же году создает блистательный портрет красавицы Генриетты Гиршман в ее изысканно-модном будуаре.

Велики не только сюжетно-тематические, но и стилевые различия в произведениях Серова последних лет его жизни.

В “Похищении Европы” (1910) античный миф о похищении Европы — дочери финикийского царя — богом Зевсом, превратившимся для этого в быка. Женственно изящен образ кокетливой изысканно хрупкой Европы. Царственно красив могучий бык с лирообразно изогнутыми рогами и человеческим взглядом. Стремительны прыжки взлетающих над волной дельфинов, очерченных с виртуозной простотой, как бы одним взмахом кисти. И за этой картиной, покоряющей своим совершенным мастерством, встает образ умного, добродушно иронического Серова, воссоздающего древний миф с тонкой улыбкой человека двадцатого столетия. Он отдыхает душой от “российских кошмаров” в работе.

Умер 22 ноября 1911г. в Москве от сердечного приступа.

Серов Валентин Александрович (Картины художника):

29[1] - Серов
29[1]
 
Girl_with_Peaches - Серов
Girl_with_Peaches
 
Serov Valentin Alexandra Simonovich Sun - Серов
Serov Valentin Alexandra Simonovich Sun
 
Serov Valentin Bathing a horse Sun - Серов
Serov Valentin Bathing a horse Sun
 
Serov Valentin Children - Серов
Serov Valentin Children
 
Serov Valentin Mara Olive Sun - Серов
Serov Valentin Mara Olive Sun
 
Serov Valentin Old bath house in Domotkanovo Sun - Серов
Serov Valentin Old bath house in Domotkanovo Sun
 
Serov Valentin Winter Sun - Серов
Serov Valentin Winter Sun
 
serov_alexei_morozov_1909 - Серов
serov_alexei_morozov_1909
 
serov_anna_pavlova_in_les_sylphides_1909 - Серов
serov_anna_pavlova_in_les_sylphides_1909
 
serov_colts_at_a_watering_place_domotkanovo_1904 - Серов
serov_colts_at_a_watering_place_domotkanovo_1904
 
serov_countess_varvara_pushkina-musina_1895 - Серов
serov_countess_varvara_pushkina-musina_1895
 
serov_count_felix_sumarokov-elston_(later_prince_yusupov)_1903 - Серов
serov_count_felix_sumarokov-elston_(later_prince_yusupov)_1903
 
serov_count_nikolai_sumarokov-elstone_1903 - Серов
serov_count_nikolai_sumarokov-elstone_1903
 
serov_girl_in_sunlight_1888 - Серов
serov_girl_in_sunlight_1888
 
serov_girl_with_peaches_1887 - Серов
serov_girl_with_peaches_1887
 
serov_grand_duchess_olga_alexandrovna_1893 - Серов
serov_grand_duchess_olga_alexandrovna_1893
 
serov_grand_duke_pavel_alexandrovich_1897 - Серов
serov_grand_duke_pavel_alexandrovich_1897
 
serov_henrietta_girshman_1907 - Серов
serov_henrietta_girshman_1907
 
serov_ida_rubinstein_1910 - Серов
serov_ida_rubinstein_1910
 
serov_in_summer,_portrait_of_olga_serova_1895 - Серов
serov_in_summer,_portrait_of_olga_serova_1895
 
serov_in_the_village_(peasant_woman_with_a_horse)_1898 - Серов
serov_in_the_village_(peasant_woman_with_a_horse)_1898
 
serov_ivan_morozov_1910 - Серов
serov_ivan_morozov_1910
 
serov_maria_akimova_1908 - Серов
serov_maria_akimova_1908
 
serov_maria_botkina_1905 - Серов
serov_maria_botkina_1905
 
serov_maria_lvova_1895 - Серов
serov_maria_lvova_1895
 
serov_maria_morozova_1897 - Серов
serov_maria_morozova_1897
 
serov_maxim_gorky_1905 - Серов
serov_maxim_gorky_1905
 
serov_mika_morozov_1901 - Серов
serov_mika_morozov_1901
 
serov_model_1905 - Серов
serov_model_1905
 
serov_overgrown_pond_domotkanovo_1888 - Серов
serov_overgrown_pond_domotkanovo_1888
 
serov_peter_ii_and_princess_elizabeth_riding_to_hounds_1900 - Серов
serov_peter_ii_and_princess_elizabeth_riding_to_hounds_1900
 
serov_peter_the_great_1907 - Серов
serov_peter_the_great_1907
 
serov_peter_the_great_riding_to_hounds_1902 - Серов
serov_peter_the_great_riding_to_hounds_1902
 
serov_praskovya_mamontova_1889 - Серов
serov_praskovya_mamontova_1889
 
serov_princess_olga_orlova_1911 - Серов
serov_princess_olga_orlova_1911
 
serov_princess_olga_orlova_colored-crayons-and-charcoal-on-paper_1911 - Серов
serov_princess_olga_orlova_colored-crayons-and-charcoal-on-paper_1911
 
serov_princess_zinaida_yusupova_1900-02 - Серов
serov_princess_zinaida_yusupova_1900-02
 
serov_prince_felix_yusupov_1903 - Серов
serov_prince_felix_yusupov_1903
 
serov_rimsky-korsakov_1898 - Серов
serov_rimsky-korsakov_1898
 
serov_sasha_serov_1897 - Серов
serov_sasha_serov_1897
 
serov_sophia_botkina_1899 - Серов
serov_sophia_botkina_1899
 
serov_sophia_lukomskaya_1900 - Серов
serov_sophia_lukomskaya_1900
 
serov_the_actress_glikeria_fedotova_1905 - Серов
serov_the_actress_glikeria_fedotova_1905
 
serov_the_artist_ilya_ostroukhov_1902 - Серов
serov_the_artist_ilya_ostroukhov_1902
 
serov_the_artist_isaac_levitan_1893 - Серов
serov_the_artist_isaac_levitan_1893
 
serov_the_artist_konstantin_korovin_1891 - Серов
serov_the_artist_konstantin_korovin_1891
 
serov_the_rape_of_europa_1910 - Серов
serov_the_rape_of_europa_1910
 
serov_yelena_balina_1911 - Серов
serov_yelena_balina_1911
 
serov_yelena_oliv_1909 - Серов
serov_yelena_oliv_1909
 
«Солдатушки, браво ребятушки. где же ваша слава..». 1905г. - Серов
«Солдатушки, браво ребятушки. где же ваша слава..». 1905г.
 
А.С.Пушкин на садовой скамье. 1899 - Серов
А.С.Пушкин на садовой скамье. 1899
 
Автопортрет. 1880-е - Серов
Автопортрет. 1880-е
 
Автопортрет. 1881 - Серов
Автопортрет. 1881
 
Автопортрет. 1901 - Серов
Автопортрет. 1901
 
Автопортрет1. 1885 - Серов
Автопортрет1. 1885
 
Автопортрет1. 1887 - Серов
Автопортрет1. 1887
 
Автопортрет2. 1885 - Серов
Автопортрет2. 1885
 
Автопортрет2. 1887 - Серов
Автопортрет2. 1887
 
Амазонка. М.Ф.Мамонтова. 1884 - Серов
Амазонка. М.Ф.Мамонтова. 1884
 
Анна Павлова в балете Сильфиды. 1909 - Серов
Анна Павлова в балете Сильфиды. 1909
 
Апполон и Диана, избивающие детей Ниобеи - Серов
Апполон и Диана, избивающие детей Ниобеи
 
Баба в телеге. 1896 - Серов
Баба в телеге. 1896
 
Баба с лошадью. 1898 - Серов
Баба с лошадью. 1898
 
Баба с лошадью. 1899 - Серов
Баба с лошадью. 1899
 
Балкон. 1911 - Серов
Балкон. 1911
 
Борзая царской охоты. 1902 - Серов
Борзая царской охоты. 1902
 
Борзые царской охоты. 1900-1901 - Серов
Борзые царской охоты. 1900-1901
 
Волк и Журавль. 1895-1911 - Серов
Волк и Журавль. 1895-1911
 
Волк и пастухи. 1898 - Серов
Волк и пастухи. 1898
 
Волы. 1885 - Серов
Волы. 1885
 
Всадники. 1910 - Серов
Всадники. 1910
 
Выезд Екатерины II на соколиную охоту. 1902 - Серов
Выезд Екатерины II на соколиную охоту. 1902
 
Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту. 1900 - Серов
Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту. 1900
 
Выезд на охоту. 1910 - Серов
Выезд на охоту. 1910
 
Георгий Победоносец. 1885 - Серов
Георгий Победоносец. 1885
 
Девочки Н.А. и Т.А.Касьяновы. 1907 - Серов
Девочки Н.А. и Т.А.Касьяновы. 1907
 
Девушка, освещенная солнцем (Портрет М.Я.Симонович). 1888 - Серов
Девушка, освещенная солнцем (Портрет М.Я.Симонович). 1888
 
Дети (Саша и Юра Серовы). 1899 - Серов
Дети (Саша и Юра Серовы). 1899
 
Дети Серова. Юра и Саша. 1902-1904 - Серов
Дети Серова. Юра и Саша. 1902-1904
 
Дети художника. Ольга и Антоша Серовы. 1906 - Серов
Дети художника. Ольга и Антоша Серовы. 1906
 
Дети. 1899. Холст, масло. 71х54 см - Серов
Дети. 1899. Холст, масло. 71х54 см
 
Женщина с крынкой. Конец XIX - начало XX века - Серов
Женщина с крынкой. Конец XIX - начало XX века
 
Заросший пруд. Домотканово. 1888 - Серов
Заросший пруд. Домотканово. 1888
 
Зима в Абрамцево. Церковь. 1886 - Серов
Зима в Абрамцево. Церковь. 1886
 
Зимой. 1898 - Серов
Зимой. 1898
 
Ифигения в Тавриде. 1893 - Серов
Ифигения в Тавриде. 1893
 
Квартет. 1895-1911 - Серов
Квартет. 1895-1911
 
Коля (Николай Яковлевич) Симонович. 1880 - Серов
Коля (Николай Яковлевич) Симонович. 1880
 
Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе. 1896 - Серов
Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе. 1896
 
Крестьянский дворик в Финляндии. 1902 - Серов
Крестьянский дворик в Финляндии. 1902
 
Кубок Большого орла1. 1910 - Серов
Кубок Большого орла1. 1910
 
Кубок Большого орла2. 1910 - Серов
Кубок Большого орла2. 1910
 
Купание лошади. 1905 - Серов
Купание лошади. 1905
 
Лев и волк. 1911 - Серов
Лев и волк. 1911
 
Летом (Портрет О.Ф.Серовой). 1895 - Серов
Летом (Портрет О.Ф.Серовой). 1895
 
Лошади на взморье. 1905 - Серов
Лошади на взморье. 1905
 
Лошадь. 1884 - Серов
Лошадь. 1884
 
Ляля (Аделаида Яковлевна) Симонович. 1880 - Серов
Ляля (Аделаида Яковлевна) Симонович. 1880
 
Мартышка и очки. 1911 - Серов
Мартышка и очки. 1911
 
Мика Морозов. 1901 - Серов
Мика Морозов. 1901
 
Миша Серов. Конец 1890-х - Серов
Миша Серов. Конец 1890-х
 
Набросок к портрету П.И.Щербатовой1. 1911 - Серов
Набросок к портрету П.И.Щербатовой1. 1911
 
Набросок к портрету П.И.Щербатовой2. 1911 - Серов
Набросок к портрету П.И.Щербатовой2. 1911
 
Нагая женщина. 1910 - Серов
Нагая женщина. 1910
 
Натурщица. 1905 - Серов
Натурщица. 1905
 
Новобранец. 1906 - Серов
Новобранец. 1906
 
Одиссей и Навзикая1. 1910 - Серов
Одиссей и Навзикая1. 1910
 
Одиссей и Навзикая2. 1910 - Серов
Одиссей и Навзикая2. 1910
 
Одиссей и Навзикая3. 1910 - Серов
Одиссей и Навзикая3. 1910
 
Одиссей и Навзикая4. 1910 - Серов
Одиссей и Навзикая4. 1910
 
Октябрь. 1898 - Серов
Октябрь. 1898
 
Октябрь. Домотканово. 1895 - Серов
Октябрь. Домотканово. 1895
 
Осенний вечер. Домотканово. 1886 - Серов
Осенний вечер. Домотканово. 1886
 
Открытое окно. Сирень. 1886 - Серов
Открытое окно. Сирень. 1886
 
Петр I в Монплезире. 1910-1911 - Серов
Петр I в Монплезире. 1910-1911
 
Петр I на псовой охоте. 1902 - Серов
Петр I на псовой охоте. 1902
 
Петр I. 1907 - Серов
Петр I. 1907
 
Площадь Св.Марка в Венеции. 1887 - Серов
Площадь Св.Марка в Венеции. 1887
 
Полосканье белья (На речке). 1901 - Серов
Полосканье белья (На речке). 1901
 
Портик с балюстрадой. Архангельское. 1903 - Серов
Портик с балюстрадой. Архангельское. 1903
 
Портрет А.А.Стаховича. 1911 - Серов
Портрет А.А.Стаховича. 1911
 
Портрет А.В.Касьянова. 1907 - Серов
Портрет А.В.Касьянова. 1907
 
Портрет А.К.Бенуа. 1908 - Серов
Портрет А.К.Бенуа. 1908
 
Портрет А.М.Стааль. 1910 - Серов
Портрет А.М.Стааль. 1910
 
Портрет А.Н.Турчанинова. 1906 - Серов
Портрет А.Н.Турчанинова. 1906
 
Портрет А.П.Нурока. 1899 - Серов
Портрет А.П.Нурока. 1899
 
Портрет А.Я.Симонович. 1889 - Серов
Портрет А.Я.Симонович. 1889
 
Портрет актрисы М.Я.Ван-Зандт, в замужестве Чериновой. 1886 - Серов
Портрет актрисы М.Я.Ван-Зандт, в замужестве Чериновой. 1886
 
Портрет артиста В.И.Качалова. 1908 - Серов
Портрет артиста В.И.Качалова. 1908
 
Портрет артиста И.М.Москвитина. 1908 - Серов
Портрет артиста И.М.Москвитина. 1908
 
Портрет артиста Ф.И.Шаляпина. 1905 - Серов
Портрет артиста Ф.И.Шаляпина. 1905
 
Портрет артистки Г.Н.Федотовой. 1905 - Серов
Портрет артистки Г.Н.Федотовой. 1905
 
Портрет артистки М.Н.Ермоловой. 1905 - Серов
Портрет артистки М.Н.Ермоловой. 1905
 
Портрет артистов А.П.Ленского и А.И.Южина. 1908 - Серов
Портрет артистов А.П.Ленского и А.И.Южина. 1908
 
Портрет балерины Т.П.Карсавиной. 1909 - Серов
Портрет балерины Т.П.Карсавиной. 1909
 
Портрет В.А.Репиной. 1881 - Серов
Портрет В.А.Репиной. 1881
 
Портрет В.О.Гиршмана. 1911 - Серов
Портрет В.О.Гиршмана. 1911
 
Портрет вел. кн. Георгия Михайловича. 1901 - Серов
Портрет вел. кн. Георгия Михайловича. 1901
 
Портрет вел. кн. Михаила Николаевича в тужурке. 1900 - Серов
Портрет вел. кн. Михаила Николаевича в тужурке. 1900
 
Портрет вел. княжны Ольги Александровны. 1893 - Серов
Портрет вел. княжны Ольги Александровны. 1893
 
Портрет великого князя Павла Александровича. 1897 - Серов
Портрет великого князя Павла Александровича. 1897
 
Портрет Г.Л.Гиршман. 1906 - Серов
Портрет Г.Л.Гиршман. 1906
 
Портрет Г.Л.Гиршман. 1907 - Серов
Портрет Г.Л.Гиршман. 1907
 
Портрет Г.Л.Гиршман. 1911 - Серов
Портрет Г.Л.Гиршман. 1911
 
Портрет гр. В.В.Мусиной-Пушкиной. 1895 - Серов
Портрет гр. В.В.Мусиной-Пушкиной. 1895
 
Портрет гр. Н.Ф.Сумарокова-Эльстон. 1903 - Серов
Портрет гр. Н.Ф.Сумарокова-Эльстон. 1903
 
Портрет графа Ф.Ф.Сумарокова-Эльстон, впоследствии князя Юсупова, с собакой. 1903 - Серов
Портрет графа Ф.Ф.Сумарокова-Эльстон, впоследствии князя Юсупова, с собакой. 1903
 
Портрет Д.В.Стасова. 1908 - Серов
Портрет Д.В.Стасова. 1908
 
Портрет детей С.С.Боткина. 1900 - Серов
Портрет детей С.С.Боткина. 1900
 
Портрет дочерей С.С.Боткина. 1900 - Серов
Портрет дочерей С.С.Боткина. 1900
 
Портрет Е.А.Балиной. 1911 - Серов
Портрет Е.А.Балиной. 1911
 
Портрет Е.А.Красильщиковой. 1906 - Серов
Портрет Е.А.Красильщиковой. 1906
 
Портрет Е.И.Лосевой. 1903 - Серов
Портрет Е.И.Лосевой. 1903
 
Портрет Е.Н.Чоколовой. 1887 - Серов
Портрет Е.Н.Чоколовой. 1887
 
Портрет Е.П.Олив. 1909 - Серов
Портрет Е.П.Олив. 1909
 
Портрет Е.С.Карзинкиной. 1906 - Серов
Портрет Е.С.Карзинкиной. 1906
 
Портрет Е.С.Морозовой. 1908 - Серов
Портрет Е.С.Морозовой. 1908
 
Портрет И.А.Морозова. 1910 - Серов
Портрет И.А.Морозова. 1910
 
Портрет И.Е.Репина. 1901 - Серов
Портрет И.Е.Репина. 1901
 
Портрет И.И.Левитана. 1900 - Серов
Портрет И.И.Левитана. 1900
 
Портрет И.Ю.Грюнберг. 1910 - Серов
Портрет И.Ю.Грюнберг. 1910
 
Портрет Иды Рубинштейн. 1910 - Серов
Портрет Иды Рубинштейн. 1910
 
Портрет императора Николая II. 1900 - Серов
Портрет императора Николая II. 1900
 
Портрет итальянского певца Анджело Мазини. 1890 - Серов
Портрет итальянского певца Анджело Мазини. 1890
 
Портрет итальянского певца Франческо Таманьо. 1891-1893 - Серов
Портрет итальянского певца Франческо Таманьо. 1891-1893
 
Портрет К.А.Обнинской с зайчиком. 1904 - Серов
Портрет К.А.Обнинской с зайчиком. 1904
 
Портрет К.П.Победоносцева. 1902 - Серов
Портрет К.П.Победоносцева. 1902
 
Портрет К.С.Станиславского. 1908 - Серов
Портрет К.С.Станиславского. 1908
 
Портрет К.С.Станиславского. 1911 - Серов
Портрет К.С.Станиславского. 1911
 
Портрет кн. В.Н.Голицына. 1906 - Серов
Портрет кн. В.Н.Голицына. 1906
 
Портрет кн. О.К.Орловой. 1910 - Серов
Портрет кн. О.К.Орловой. 1910
 
Портрет кн. О.К.Орловой. 1911 - Серов
Портрет кн. О.К.Орловой. 1911
 
Портрет кн. П.А.Щербатовой. 1911 - Серов
Портрет кн. П.А.Щербатовой. 1911
 
Портрет княгини З.Н.Юсуповой. 1902 - Серов
Портрет княгини З.Н.Юсуповой. 1902
 
Портрет княгини О.К.Орловой. 1911 - Серов
Портрет княгини О.К.Орловой. 1911
 
Портрет князя Ф.Ф.Юсупова, графа Сумарокова-Эльстон. 1903 - Серов
Портрет князя Ф.Ф.Юсупова, графа Сумарокова-Эльстон. 1903
 
Портрет композитора А.К.Глазунова. 1899 - Серов
Портрет композитора А.К.Глазунова. 1899
 
Портрет композитора А.Н.Серова, отца художника. 1888-1889 - Серов
Портрет композитора А.Н.Серова, отца художника. 1888-1889
 
Портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова. 1898 - Серов
Портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова. 1898
 
Портрет композитора П.И.Бларамберга. 1888 - Серов
Портрет композитора П.И.Бларамберга. 1888
 
Портрет Л.А.Мамонтовой. 1894 - Серов
Портрет Л.А.Мамонтовой. 1894
 
Портрет Л.Н.Андреева1. 1907 - Серов
Портрет Л.Н.Андреева1. 1907
 
Портрет Л.Н.Андреева2. 1907 - Серов
Портрет Л.Н.Андреева2. 1907
 
Портрет Льва Бакста. Вторая половина 1900-х - Серов
Портрет Льва Бакста. Вторая половина 1900-х
 
Портрет М.А.Морозова. 1902 - Серов
Портрет М.А.Морозова. 1902
 
Портрет М.К.Олив. 1895 - Серов
Портрет М.К.Олив. 1895
 
Портрет М.М.Фокина. 1909 - Серов
Портрет М.М.Фокина. 1909
 
Портрет М.Н.Акимовой. 1908 - Серов
Портрет М.Н.Акимовой. 1908
 
Портрет М.Ф.Морозовой. 1897 - Серов
Портрет М.Ф.Морозовой. 1897
 
Портрет М.Я.Львовой. 1895 - Серов
Портрет М.Я.Львовой. 1895
 
Портрет Н.З.Раппопорт. 1908 - Серов
Портрет Н.З.Раппопорт. 1908
 
Портрет Н.П.Ламановой. 1911 - Серов
Портрет Н.П.Ламановой. 1911
 
Портрет Н.С.Познякова. 1908 - Серов
Портрет Н.С.Познякова. 1908
 
Портрет Н.Я.Дервиз с ребенком. 1888-1889 - Серов
Портрет Н.Я.Дервиз с ребенком. 1888-1889
 
Портрет неизвестной. 1895 - Серов
Портрет неизвестной. 1895
 
Портрет Николая II. 1900 - Серов
Портрет Николая II. 1900
 
Портрет О.Ф.Серовой. 1889-1890 - Серов
Портрет О.Ф.Серовой. 1889-1890
 
Портрет О.Ф.Трубниковой. 1885 - Серов
Портрет О.Ф.Трубниковой. 1885
 
Портрет П.А.Мамонтовой. 1889 - Серов
Портрет П.А.Мамонтовой. 1889
 
Портрет П.П.Чистякова. 1881 - Серов
Портрет П.П.Чистякова. 1881
 
Портрет пианистки Ванды Ландовской. 1907 - Серов
Портрет пианистки Ванды Ландовской. 1907
 
Портрет писателя А.М.Горького. 1905 - Серов
Портрет писателя А.М.Горького. 1905
 
Портрет писателя Л.Н.Андреева. 1907 - Серов
Портрет писателя Л.Н.Андреева. 1907
 
Портрет писателя Н.С.Лескова. 1894 - Серов
Портрет писателя Н.С.Лескова. 1894
 
Портрет поэта К.Д.Бальмонта. 1905 - Серов
Портрет поэта К.Д.Бальмонта. 1905
 
Портрет С.И.Мамонтова. 1887 - Серов
Портрет С.И.Мамонтова. 1887
 
Портрет С.М.Боткиной. 1899 - Серов
Портрет С.М.Боткиной. 1899
 
Портрет С.М.Драгомировой-Лукомской. 1900 - Серов
Портрет С.М.Драгомировой-Лукомской. 1900
 
Портрет С.М.Драгомировой. 1889 - Серов
Портрет С.М.Драгомировой. 1889
 
Портрет С.П.Дягилева. 1904 - Серов
Портрет С.П.Дягилева. 1904
 
Портрет С.П.Чоколова. 1887 - Серов
Портрет С.П.Чоколова. 1887
 
Портрет художника В.И.Сурикова. Конец 1890-х - Серов
Портрет художника В.И.Сурикова. Конец 1890-х
 
Портрет художника И.Е.Репина. 1892 - Серов
Портрет художника И.Е.Репина. 1892
 
Портрет художника И.И.Левитана. 1893 - Серов
Портрет художника И.И.Левитана. 1893
 
Портрет художника И.С.Остроухова. 1902 - Серов
Портрет художника И.С.Остроухова. 1902
 
Портрет художника К.А.Коровина. 1891 - Серов
Портрет художника К.А.Коровина. 1891
 
Портрет художника М.А.Врубеля. 1907 - Серов
Портрет художника М.А.Врубеля. 1907
 
Портрет художника-гравера В.В.Матэ. 1898-1899 - Серов
Портрет художника-гравера В.В.Матэ. 1898-1899
 
Портрет художницы А.П.Остроумовой-Лебедевой. 1899 - Серов
Портрет художницы А.П.Остроумовой-Лебедевой. 1899
 
Портрет Юры Морозова. 1905 - Серов
Портрет Юры Морозова. 1905
 
После Куликовской битвы - Серов
После Куликовской битвы
 
Похищение Европы1. 1910 - Серов
Похищение Европы1. 1910
 
Похищение Европы2. 1910 - Серов
Похищение Европы2. 1910
 
Похищение Европы3. 1910 - Серов
Похищение Европы3. 1910
 
Похищение Европы4. 1910 - Серов
Похищение Европы4. 1910
 
Прудик. Абрамцево. 1886 - Серов
Прудик. Абрамцево. 1886
 
Пушкин в деревне. 1899 - Серов
Пушкин в деревне. 1899
 
Разгон казаками демонстрантов в 1905 году. 1905 - Серов
Разгон казаками демонстрантов в 1905 году. 1905
 
Рыболовецкие суда в Архангельске. 1894 - Серов
Рыболовецкие суда в Архангельске. 1894
 
Сараи. 1901 - Серов
Сараи. 1901
 
Саша Серов. 1897 - Серов
Саша Серов. 1897
 
Скучный Серов. 1910-1911 - Серов
Скучный Серов. 1910-1911
 
Солдатушки, бравы ребятушки! Где же ваша слава. 1905 - Серов
Солдатушки, бравы ребятушки! Где же ваша слава. 1905
 
Стог сена. 1901 - Серов
Стог сена. 1901
 
Стригуны на водопое. Домотканово. 1904 - Серов
Стригуны на водопое. Домотканово. 1904
 
Тришкин кафтан. 1895-1911 - Серов
Тришкин кафтан. 1895-1911
 
У окна. Портрет О.Ф.Трубниковой. 1885 - Серов
У окна. Портрет О.Ф.Трубниковой. 1885
 
У окна. Портрет О.Ф.Трубниковой. 1886 - Серов
У окна. Портрет О.Ф.Трубниковой. 1886
 
У перевоза. 1905 - Серов
У перевоза. 1905
 
Художник К.А.Коровин на берегу реки. 1905 - Серов
Художник К.А.Коровин на берегу реки. 1905
 
Эжен Изаи. 1903 - Серов
Эжен Изаи. 1903
 
Эскиз декорации к опере А.Н.Серова Юдифь. 1907 - Серов
Эскиз декорации к опере А.Н.Серова Юдифь. 1907
 


   Полезная информация:
   



Как правильно выбрать струны для теннисной ракетки

© 2011. Oleg Grigoryev