Энциклопедия русской живописи

Штыхно Олег

Олег Штыхно родился в Новосибирске в 1961 году. Чудовищная удаленность от центра была зримым подтверждением тому, что путь к неведомым высотам искусства обещал быть длинным и непростым. В его детских воспоминаниях много деревенских впечатлений, оставшихся для него одними из самых ярких и дорогих. Свои первые этюды, написанные в деревеньке Гоголь, он бережно хранит как память о детстве, о местах, которых давно уже нет.

Потом была художественная школа в Омске, куда переехала семья. Его путь к будущей профессии был традиционным: за школой последовало художественное училище, далее институт. Но как непросто вступать на каждую следующую ступень этой лестницы, знает лишь тот, кто шаг за шагом прошел этот путь.

Поступить в знаменитое Московское художественное училище памяти 1905 года в те времена было сложно, но какой же музыкой звучало оно для счастливцев, оказавшихся в числе выпускников. Эта школа была с успехом освоена Олегом, но ему хотелось чего-то большего. После окончания училища он подал документы в Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова, в мастерскую И.С. Глазунова – мастерскую портрета, но, к сожалению, недобрал баллы. Олег стал посещать портретную мастерскую в качестве вольного слушателя. После второго провала он, выдержав конкурс на должность художника сцены, пришел работать в мастерские Большого театра. Так в его жизни наступил краткий, но важный период. Мир театра с его особым языком сценографии был для него совершенно новым, возможно, дал ему первый импульс в направлении постепенного отказа от реалистического жизнеподобия в сторону большей условности. На следующий год он вновь штурмовал Суриковский. С третьей попытки крепость была взята.

В годы учебы Олег, стараясь вобрать в себя как можно больше из всего, что окружало его тогда, постепенно стал ощущать себя способным ставить и решать собственные творческие задачи. И чем дальше, тем более старался уже не по школьному, а в своем ключе писать заданные учебные постановки. Его стали заботить не только вопросы построения формы, но и вопросы стиля. Его понимание картины уже не укладывалось в академические рамки классической традиции. Он искал собственный живописный язык. И однажды, в конце пятого курса, перед итоговым просмотром услышал от И.С. Глазунова не без сарказма сказанное: «Да ты уже художник!» – и требование снять с экспозиции несколько работ.
Определенный ключ к пониманию Олега Штыхно как художника содержится в именах тех, кого он считает своими учителями. Так в этом перечне рядом с «теоретиком» Леонардо да Винчи оказывается тонкий лирик Исаак Левитан, у которого Олег учился пониманию пейзажа, Эндрю Уайет, мастер острой композиции, Сальвадор Дали, Густав Климт и другие.

Он воспринимает живопись не как возможность изобразить некое событие, а как способ воплотить в материальную форму определенные идеи. «Я никогда не хотел быть историческим живописцем», – говорит он. Для него не представляют интерес моделирование конкретно исторической ситуации, реконструкция того или иного имевшего место события в прошлом – для него это слишком частная задача. По собственному его уверению, его не увлекают и бытовые сюжеты. Простое запечатление бытия для него уже малоинтересно. Форма покорилась, отныне властвует Идея.

Изображения живых существ в его картинах лишь внешне правдоподобны – они результат изощренного отбора, проделанного художником ради выявления некой пластичной формулы знака. В этюде он ценит прежде всего чистоту звучания цвета, свежесть мотива, точность отношений. Он любит писать этюды и делает это по сей день. Часто в них присутствует реальный мир живой природы, чрезвычайно им любимой, очень русской, щемящей любовью, в которой всегда есть тоска о непоправимо уходящем времени и мире. Но, переходя от этюдов к пейзажу-картине, он меняет способ изложения. Его пейзажи неописательны. Если это и рассказ о месте, то рассказ вполне объективный. Это, как правило, не столько знаки уголков природы, сколько знаки состояния – и природы, и собственной души. Для него недостаточно просто любоваться красотой мотива, ему важно через образы «мира вокруг» сказать о чем-то внутри себя – пейзаж, жанр к этому располагают.
Он очень разный в своих работах и к этому разнообразию сознательно стремится. Для каждой занимающей его темы он выбирает новый подход – по технике, стилистике, композиционному построению. Возникает впечатление, будто некая абстрактная идея, самостоятельно творящая форму для своего вещественного бытия, начинает постепенно трансформировать подходящий материал, интерпретируя предмет, пейзажный мотив или человеческое существо до максимальной адекватности себе.

Олег Штыхно не принадлежит к разряду хранителей художественной традиции в ее незыблемой классической форме – скорее, к числу ее продолжателей в постоянном живом развитии; именно так им понимается задача художника в любую эпоху.

Штыхно Олег (Картины художника):

Астры и амаранты», 60х70см, холстмасло, 2009г - Штыхно
Астры и амаранты», 60х70см, холстмасло, 2009г
 
Зима. Холст, масло - Штыхно
Зима. Холст, масло
 
Изборская долина. 1989. Холст, масло - Штыхно
Изборская долина. 1989. Холст, масло
 
Осень. Цветы в саду. Холст, масло - Штыхно
Осень. Цветы в саду. Холст, масло
 
Полевые цветы» (2), 100х100см, холстмасло, 2009г - Штыхно
Полевые цветы» (2), 100х100см, холстмасло, 2009г
 
Портрет дочери. Холст, масло - Штыхно
Портрет дочери. Холст, масло
 


   Полезная информация:
   



купить дебетовую карту страница

© 2011. Oleg Grigoryev