Энциклопедия русской живописи

Венецианов Алексей Гаврилович

Венецианов Алексей Гаврилович
(1780—1847)

В сущности до Алексея Гавриловича Венецианова живопись в России не только по форме, но и по содержанию была интернациональной. Точнее она была составной частью европейского живописного искусства. Исторически по-иному и быть не могло. Точно так же, как вполне естественным было появление ростков национального в русской живописи по мере ее становления.
Несомненная заслуга в подготовке «стартовой площадки» для стремительной «русификации» содержания русского живописного искусства и принадлежит Алексею Венецианову, путь которого в живопись как бы способствовал выполнению этой важной миссии.

Служащий почтового ведомства, А. Вене цианов, с детства тянувшийся к рисованию, самостоятельно копировал великих мастеров в Эрмитаже, рисовал портреты близких, был учеником В.Л. Боровиковского, живя какое-то время в доме признанного маэстро.

Решив посвятить свою жизнь живописи, А.Г. Венецианов покидает службу, покупает небольшое имение Сафонково в Тверской губернии и вскоре становится художником, картины которого наполнены поэтическими изображениями крестьян и крестьянок, их детей, жанровыми сценами русской жизни и неброскими русскими пейзажами. Картины художника, не получившего классического академического образования (видимо, так надо было Провидению), имеют большой успех на академических выставках, хотя сами академики не торопятся принять А. Венецианова в ряды преподавателей Академии. Но художник по-прежнему верен своему самобытному пути: он создает собственную школу, получившую в будущем вполне заслуженное художником название «венециановской», в которой учились одаренные дети из простых сословий и из которой вышли многие известные живописцы.

Характеристика творчества А.Г. Венецианова часто сопровождается двумя эпитетами: например, сентиментальный или идиллический мир художника. Это так. Но это и прекрасно, ибо новое часто отличается особой искренностью. Время художников-передвижников с их составляющей критического отношения к действительности придет в Россию несколько позже.

Алексей Венецианов родился 7 февраля 1780 года в Москве, в купеческой семье. В тогдашних церковных книгах его отец, Гаврила Юрьевич, значился "московским купцом, греком". И действительно, предки художника были выходцами из Греции.
Где-то на рубеже 17-18 веков они переселились в Болгарию, оттуда - В Нежин, а уже потом - в Москву. Гаврила Юрьевич торговал ягодами для варенья, ягодными кустами да тюльпанными луковицами и видел сына продолжателем своего дела. А тот с ранних лет увлекся "художествами": рисовал с чужих картин и с натуры, портретировал своих товарищей.

Трудно ответить на вопрос - "учился ли у кого-нибудь юный Венецианов?". Есть данные, что существовал некий Пахомыч, научивший мальчика составлять краски, готовить и грунтовать холст, натягивать его на подрамник.
Как бы там ни было, первые известные работы Венецианова, относящиеся к самому началу 19 века, свидетельствуют о том, что перед нами далеко не новичок в живописи.

После окончания пансиона Венецианов некоторое время служил в Чертежном управлении, а в 1802 году отправился в Петербург. Мотивировки этого переезда не слишком ясны.
Далее о жизни художник до 1807 года мнения исследователей расходятся. Одни утверждают, что, потерпев фиаско, Венецианов вернулся в Москву. Другие, напротив, пишут, что он остался в Петербурге и, получая от отца содержание, всерьез озаботился своим художественным образованием.

В 1807 году Венецианов поступил на службу в Канцелярию директора почт Д. Трощинского. Видимо, именно Трощинский свел его со знаменитым портретистом В. Боровиковским. Встреча двух живописцев - начинающего и маститого - имела своим следствием то, что Венецианов стал учеником Боровиковского. Вероятнее всего, он в это время и жил, и столовался у него. В доме Боровиковского Венецианов угодил в самую гущу тогдашний художественной жизни, увидел и услышал вживую многих знаменитых русских писателей и художников.

В том же, 1807-м, году в его голове родился новый "прожект". Венецианов задумал издавать "Журнал карикатур". В декабре подписчики получили два первых выпуска-гравюры журнала. Третий выпуск (карикатура "Вельможа") уже не дошел до них. Он попал к Александру І, который попросил передать автору, что " он дарование свое мог бы обратить на гораздо лучший предмет", и журнал запретил.

Обескураженный Венецианов по некотором размышлении решил попасть в сферу общественной жизни другим путем. Официальным. Через Академию художеств. В 1811 году он получил звание "назначенного" за представленный автопортрет. Эту ступень предлагалось преодолеть всем тем, кто не учился в Академии. На следующий год художник выполнил конкурсную программу и стал академиком.

В 1815 году Венецианов женился на представительнице обедневшего дворянского рода Марфе Афанасьевне Азарьевой. К тому времени он явно устал от Петербурга. В 1818 году он сделался помещиком, купив в Тверской губернии небольшое имение Сафонкова. Тогда и созрело решение бросать службу и уезжать из города навсегда. В 1819 году мастер это решение исполнил. С тех пор он, домосед по натуре, знал лишь дну дорогу из Сафонкова и Питер и обратно.

Хозяином Венецианов оказался рачительным и добрым. Он предпринял ряд благоустройств.
В деревне свершился переворот в художественной вере художника. Оставив упражнения в портретном жанре, он принялся писать крестьян. Эти работы и выдвинули его в ряды виднейших живописцев своего времени.

С начала 1820-х годов художник стал собирать талантливых крестьянских подростков и обучать их ремеслу живописца. Постепенно сформировалась группа, известная как "Школа Венецианова". Птенцы вылетали один за другим из венециановского гнезда в большой мир, многих он пристраивал в Академию. Только себя пристроить так и не сумел. Его эскизы для картины, которая должна была открыть путь к званию "советника", забраковал академический совет. В дальнейшем с Академией Венецианов низменно был "на ножах". Пилюлю не смогли подсластить даже присвоение ему в 1830 году звания "художника государя императора", назначение ежегодного жалованья в 3000 рублей и награждение орденом св. Владимира 4-й степени.

Непомерные расходы, связанные с необходимостью содержать школу и обеспечивать своих воспитанников, легли тяжелым бременем на имение. В конце концов, он был вынужден заложить имение в Опекунский совет. Пытаясь хоть как-то выправить материальное положение, Венецианов брался за заказные работы. По большей части, это были портреты и иконы для церквей.
4 декабря 1847 года, окончив эскизы икон для одной из тверских церквей, он захотел самолично отвезти их в Тверь. На спуске с крутой горы лошади понесли, Венецианова выбросило из саней, и он запутался в вожжах. В село Поддубье тройка притащила уже бездыханное тело.


Венецианов Алексей Гаврилович (Картины художника):

Автопортрет. 1830г] - Венецианов
Автопортрет. 1830г]
 
Вот те и батькин обед. 1824 - Венецианов
Вот те и батькин обед. 1824
 
Девушка в платке. Холст, масло. 38х28 см - Венецианов
Девушка в платке. Холст, масло. 38х28 см
 
Девушка с бураком. 1824  - Венецианов
Девушка с бураком. 1824
 
Деятельность француженки в магазине. 1812 - Венецианов
Деятельность француженки в магазине. 1812
 
Жнецы. Вторая половина 1820-х - Венецианов
Жнецы. Вторая половина 1820-х
 
Кормилица с ребенком. Начало 1830-х - Венецианов
Кормилица с ребенком. Начало 1830-х
 
Крестьянин со скрещенными руками. 1820-е - Венецианов
Крестьянин со скрещенными руками. 1820-е
 
Крестьянка с васильками. Холст, масло. 48х37 см - Венецианов
Крестьянка с васильками. Холст, масло. 48х37 см
 
Крестьянка с косой и граблями (Пелагея). 1824г - Венецианов
Крестьянка с косой и граблями (Пелагея). 1824г
 
Крестьянка с крынкой молока. 1820 - Венецианов
Крестьянка с крынкой молока. 1820
 
Крестьянка Тверской губернии. 1840 - Венецианов
Крестьянка Тверской губернии. 1840
 
Крестьянская девушка с серпом во ржи. Бумага, пастель. 36х28 см - Венецианов
Крестьянская девушка с серпом во ржи. Бумага, пастель. 36х28 см
 
Крестьянские дети в поле. 1810-е - Венецианов
Крестьянские дети в поле. 1810-е
 
Крестьянский мальчик, надевающий лапти. 1820-е  - Венецианов
Крестьянский мальчик, надевающий лапти. 1820-е
 
Купальщицы. 1829  - Венецианов
Купальщицы. 1829
 
Купальщицы. 1829 - Венецианов
Купальщицы. 1829
 
На пашне. Весна. Середина 1820-х - Венецианов
На пашне. Весна. Середина 1820-х
 
Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга. 1838 ] - Венецианов
Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга. 1838 ]
 
Портрет А.Л.Венециановой, матери художника. 1801  - Венецианов
Портрет А.Л.Венециановой, матери художника. 1801
 
Портрет детей Панаевых с няней. 1841 - Венецианов
Портрет детей Панаевых с няней. 1841
 
Портрет М.А.Венециановой. 1810-е. Холст, масло. 68х52 см - Венецианов
Портрет М.А.Венециановой. 1810-е. Холст, масло. 68х52 см
 
Причащение умирающей. 1839  - Венецианов
Причащение умирающей. 1839
 
Спящий пастушок - Венецианов
Спящий пастушок
 


   Полезная информация:
   



свадебные букеты волгоград

© 2011. Oleg Grigoryev