Энциклопедия русской живописи

Врубель Михаил

Русское искусство XIX века, если искать современные сравнения, видимо, можно уподобить Гималаям — высочайшей горной стране среди прочих горных систем мира. Русская живопись с ее общим высоким уровнем и блистательными пиками подтверждает правомерность такого сравнения. Одной из последних вершин этого уходящего века был, несомненно, Михаил Александрович Врубель, художник, возможно, первый в России неясно осознавший, какие противоречия и мировые катаклизмы готовит век наступающий. Отсюда та необычайность его творчества, что несет в себе синтез реального, фантастического, ирреального; преображенную до мистики действительность; отличающуюся серьезной смысловой нагрузкой декоративность.

Врубель Михаил Александрович (1856-1910)

Михаил Александрович Врубель родился 5 марта в Омске. Отец Врубеля, Александр Михайлович, - поляк, офицер, служил в Омской крепости с 1853 по 1856 г. Мать, Анна Григорьевна, урожденная Басаргина, родственница декабриста Н.В. Басаргина, - умерла, когда мальчику исполнилось 3 года. Дом, в котором жили Врубели в Омске, не сохранился. В 1859 г. отца Врубеля перевели в Астрахань, затем последовали частые переезды, связанные с его служебными перемещениями. Детские и юношеские годы Врубеля прошли в С.-Петербурге (здесь он занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств), в Саратове, Одессе. После окончания в 1874 г. Одесской классической гимназии поступил на юридический факультет С.-Петербургского университета. Окончив университет и отбыв воинскую повинность, служил юристом в Главном военно-судном управлении.
Осенью 1880 Врубель стал посещать вечерний класс в Академии художеств у П. П. Чистякова вместе с Серовым, уроки акварели брал у И. Е. Репина. Академия его не тяготила, много ему дали уроки Чистякова, его аналитический подход к построению формы. Чистяков учил рисуя, расчленять предмет на планы,"гранить" объем, выявляя его структуру, прослеживать "самые малейшие изгибы, выступи и уклонения форм". Врубель научился видеть грани и планы не только в строении человеческого тела, но и там, где они она почти не уловима, в скомканной ткани, цветочном лепестке. Первые академические работы Врубеля отличались оригинальностью замысла и незаурядностью трактовки (акварели "Введение во храм" и "Пирующие римляне").
М.А. Врубеля античность интересовала всегда: в университетские годы, во время пребывания в Академии и позже, найдя в его творчестве своеобразную интерпретацию.
"Сцена из античной жизни" в эскизе для театрального занавеса (1891, Третьяковская галерея) - это живописная фантазия на античную тему.
Триптих "Суд Париса" (1893; Третьяковская галерея), в который входят панно "Юнона", "Венера, Амур и Парис", а также панно "Минерва", - это опять романтическая фантазия на античную тему со значительной долей театральности. Античные богини, несмотря на все благородство их облика, неуловимо напоминают великосветских дам в псевдоантичных одеждах, разыгрывающих шараду на сюжет мифа, дающего повод для самых изящных и поэтических интерпретаций как на театральной сцене, так и в модной, по-современному обставленной гостиной.
В 80-х гг.XIX в. происходит приобщение Врубеля к художественному наследию Руси и Византии. В 1884 по приглашению профессора А. В. Прахова участвовал в реставрации росписей и фресок Кирилловской церкви в Киеве, создал ряд композиций на ее стенах, самые сложные из которых "Сошествие святого духа" и "Надгробный плач". В 1887 г. ему было поручено исполнение фресок для Владимирского собора в Киеве, но представленные Врубелем эскизы "Надгробный плач" и "Воскресение", "Ангел с кадилом и свечой" (Киев, Музей русского искусства) и другие с их строгой торжественной композицией, певучестью рисунка говорят о глубоком творческом восприятия древнерусского и византийского монументального искусства.
В начале работы в Кирилловской церкви, пробуя свои силы, Врубель написал "Благовествующего архангела Гавриила" на северном столпе триумфальной арки, следуя оставшейся от XII века графье, то есть процарапанному в сырой штукатурке общему контуру всей фигуры.
"Сошествие святого Духа на двенадцать апостолов" на хорах церкви писалось Врубелем уже вполне самостоятельно. Тема была указана ему А. Праховым. Прахов посоветовал художнику добавить в центре собрания апостолов фигуру Богоматери, которая, по преданию, на нем присутствовала.
Врубель не придерживался официального церковного канона, и именно поэтому его Моисей своей одухотворенностью, даже самим типом лица с огромными глазами оказался созвучен подобным образам из подлинных произведений византийского искусства. Если сопоставить изображения Моисея Врубеля с фрагментом древней фрески, найденным в Киеве при раскопках на месте Десятинной церкви Х века, то сохранившаяся от древней фрески часть лица с огромными глазами поразит своим "врубелевским" выражением. Произошло нечто почти символическое: творчески встретились два больших художника, разделенные временным расстоянием, равным почти десяти столетиям, и при этом обнаружилась их внутренняя, духовная близость.
Очень характерна для Врубеля история написания им еще одной, вполне самостоятельной композиции в Кирилловской церкви - "Надгробный плач". Сделав четыре эскиза-варианта, Врубель написал один из них, по его мнению наиболее удачный, и этот эскиз был признан Праховым "законченным произведением".
Композиция "Надгробного плача" вписана в полуциркульное обрамление, которому подчинились все фигуры. Тип лица Христа, его худое, изможденное тело вызывают ассоциации с византийскими подлинниками. Это же можно сказать и о трех большеглазых ангелах, которые скорбно склонились над ним. Плоскостной характер изображений, переданных четкими обобщенными силуэтами, рисунок складок, очень выразительный ритм фигур и всех контуров, насыщенный и в то же время сдержанный теплый колорит - все это было очень тонко найдено художником. На этот раз Врубель пошел по линии примитива, казалось бы, никак не пытаясь осложнять свое произведение привнесением элементов мироощущения интеллигента конца XIX века; на какой-то момент он как бы почувствовал себя древним изографом, забыв обо всем окружающем: возможно, что в этом сказался свойственный ему дар перевоплощения.
Иконы для "византийского иконостаса" Кирилловской церкви-"Христа", "Богоматери", "Св. Кирилла" и "Св. Афанасия", писались Врубелем не только вне стен Кирилловской церкви, но даже не в России, а в Италии: в 1885 году художник отправился в Венецию с целью изучения находящихся там древних византийских мозаик. Он изучал знаменитые мозаики собора Сан Марко и полотна прославленных веницианцев Возрождения. Врубеля особенно привлекали мастера тесно связанные со средневековой традицией - Карпаччо, Чима да Конельяно, Джованни Беллини. Венеция обогатила его палитру.
В иконах Врубеля наблюдается большее следование в самих деталях византийским образцам, чем при создании настенных композиций, и в то же время по своему духу эти произведения оказались дальше от тех древних памятников, которые послужили художнику исходным моментом. Кроме этого, в характере образов и в живописной манере этих работ сказались впечатления от искусства эпохи Возрождения. Может быть, венецианским впечатлениям Врубель был обязан и появившейся тягой к Востоку - цветистому, волшебному. По возвращении в Киев он написал "Девочку на фоне персидского ковра" и акварель "Восточная сказка", ослепительная, как пещера сокровищ Аладдина.
В 1889 г. Врубель переехал в Москву, познакомился с С.И.Мамонтовым и членами его кружка, в который входили известные художники В.А.Серов, И.И.Левитан, К.И.Коровин, В.М.Васнецов. В этот период жизни он создал значительное число произведений, исполнил иллюстрации к произведениям М. Ю. Лермонтова. Им было создано 13 рисунков, из которых большая часть относилась к "Демону". Эта тема прошла через все творчество Врубеля. Самой природой своего дарования Врубель был подготовлен к созданию этого образа. Демона жил где-то в сокровенных тайниках его души еще до того, как художник получил заказ на иллюстрации к поэме Лермонтова.
Именно в нем мощные цветовые контрасты и пластическая напряженность форм достигают кульминации, воплощая, по словам художника, не носителя зла и коварства, а вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе" (слова Врубеля в передаче Н.А. Прахова). В художественных "главах" цикла ритм трагедии одинокого титана-честолюбца последовательно нарастает. В 1888 г. Врубель лепит бюст и фигуру Демона. В виртуозных иллюстрациях к одноименной поэме (акварель, белила, 1890-91, Третьяковская галерея и Русский музей) во многом и сложилась графическая манера мастера, трактующая мир как "магический кристалл". Исполненные черной акварелью "Голова демона", "Тамара в гробу" можно отнести к его лучшим работам. Изощренная "кристаллическая" техника ошарашивала и прямо-таки пугала публику, ни к чему подобному не привыкшую. В "Демоне" 1890 (Третьяковская галерея) искусительно-прекрасный герой изображен в меланхолическом оцепенении среди самоцветно мерцающих скал. "Демон (сидящий)", Далекая золотая заря загорается за колючими скалами. В багрово-сизом небе расцветают чудо-кристаллы неведомых цветов. Отблески заката мерцают в задумчивых глазах молодого гиганта. Юноша присел отдохнуть после страшного пути, его одолевают тяжкие мысли о надобности новых усилий и о верности избранной дороги. Тяжелые атлетические мышцы обнаженного торса, крепко сцепленные пальцы сильных рук застыли. Напряжены бугры лба, вопросительно подняты брови, горько опущены углы рта. Поражающее сочетание мощи и бессилия. Воли и безволия. Весь холст пронизан хаосом тоски, горечью неосуществленных сновидений. На наших глазах как бы формируются поразительные по красоте минералы. Но радость бытия уходит вместе с тающими лучами зари. Холодными голубыми гранями поблескивают ребристые лепестки огромных цветов. И в этой душной багровой мгле неожиданно и пронзительно звучит кобальт ткани одежды юноши. Здесь синий - символ надежды.
Это полотно Врубеля не имеет аналогов во всей истории живописи по странным сочетаниям холодных и теплых колеров, напоминающих самородки или таинственные друзы никому неведомых горных пород. Тлеющие багровые, рдяные, фиолетовые, пурпурно-золотые тона как будто рисуют рождение какого-то планетарно нового мира. С ними в борьбу вступают серые, пепельные, сизые мертвые краски, лишь оттеняющие фантастичность гаммы картины.
В 1902 году Врубель создает самое трагическое свое произведение "Демон поверженный". Как изменился герой картины 1890 года! Всего двенадцать лет отделяют того цветущего, полного сил юношу от этого смятенного, истерзанного облика.
Лишь в глазах Демона сохранилась с тех лет та же тоска, сила прозрения. Но страшнее сведены брови. Глубокие морщины прорезали лоб.
С невероятной высоты упал Демон. Бессильно распластаны крылья. В безумной тоске заломлены руки. И если в раннем холсте мы ощущаем хаос рождения, в котором живет надежда, то в поверженном Демоне царит крушение. Никакое богатство красок, никакие узоры орнаментов не скрывают трагедии сломленной личности, его изломанная фигура, сорвавшаяся с заоблачных высот, уже зримо агонизирует, заражая весь мир вокруг себя фосфоресцирующей красотой последнего заката.
Напрасно трактовать врубелевского Демона как духа зла, свергнутого с небес всемогущим богом.
Думается, оба Демона - и 1890, и 1902 годов - глубоко автобиографичны. Мастер, как никто, знавший объем своего дарования, свою творческую силу, не исполнил до конца грандиозных замыслов, которыми была полна его душа.
И если в "Демоне сидящем" тридцатитрехлетний художник, испытавший непомерное разочарование в осуществлении многих надежд, еще полон сил, то сорокашестилетний Врубель мужественно и невероятно ясно ощутил грядущий финал своей бесконечно тяжелой и полной разочарований судьбы. В 1901 г. у Врубеля началась тяжелая душевная болезнь, а в 1906 г. он ослеп. Все силы художника напряжены в этом полотне до предела. Он десятки раз переписывает огромный холст.
Современники вспоминают, что уже на выставке "Мира искусства", где было экспонировано полотно, Врубель каждое утро над ним работал.
В 1891 г. возглавил художественную гончарную мастерскую в имении С.И.Мамонтова в Абрамцево.
Здесь мастер пишет лучшие свои картины, занимается майоликой (скульптуры "Египтянка", "Купава", "Мизгирь", "Волхова", 1899-1900, Третьяковская галерея и музей в Абрамцеве) и занимается декоративным дизайном (керамические печи, вазы, скамьи, музей в Абрамцеве).
Дважды (1891-92, 1894) бывал за границей, посетил Рим, Милан, Париж, Афины. Возвратившись в Москву, принялся за новый тип работ - декоративное панно.
Тяга художника к монументальному искусству, выходящему за рамки станковой картины, с годами усиливается; мощным выплеском этой тяги явились гигантские панно "Микула Селянинович" и "Принцесса Греза" (1896), заказанные в 1896 г. им для специального павильона Нижегородской всероссийской выставки. (второе панно ныне хранится в Третьяковской галерее). Тонкое декоративное чутье Врубеля проявилось также в его сценографических работах для частной оперы С.И.Мамонтова (участие в оформлении "Рогнеды" А.Н.Серова (1896), а также "Садко" (1897) и "Сказки о царе Салтане" (1900) Н.А.Римского-Корсакова, композитора, особенно близкого ему по духу). Трудный, но все же успех этих произведений положил начало громкому звучанию имени живописца. Это придало ему уверенности. Он создает сюиту панно на тему "Фауста". Летят в свинцовых сумерках, оседлав волшебных скакунов, доктор Фауст и Мефистофель. Вьются гривы могучих коней, развеваются от дьявольского полета плащи. Задумчив взор Фауста, устремленный в неясные просверки будущего. Тяжесть страшной клятвы лишает его прелести ощущения полета. Свобода - лишь призрак.
Мефистофель зрит смятенность жертвы. Его сверкающий взор проникает в самое сердце Фауста.
"Царевна-Лебедь". Глубокий смысл заложен всего в двух словах. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы.
Тайные чары все же покоренного злого колдовства.
Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра.
Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.
Каким надо было обладать даром, чтобы воплотить этот чистый и целомудренный облик в картину!
Рассказать языком живописи о сновидении, о невероятном. Это мог сделать только великий художник, постигший прелесть Руси.
"Пан". 1899 год. Сумерки. Еще синеют, отражая вечернее небо, воды маленькой речки, а в густой мгле за черным частоколом старого бора встает молодой румяный месяц.
О чем-то шепчутся березы, но тишина незаметно завораживает природу, и вот начинают сверкать голубые, родниковой свежести глаза Пана.
Зрителям XXI века нисколько не претит таинственность, фантастичность в искусстве, наоборот, они найдут в этой картине Врубеля простор для мечты. Кто из нас не слушал странные и не всегда понятные голоса ночной природы!
Редчайший дар колориста проявил Михаил Александрович в своей картине "К ночи", созданной в 1900 году. Надо было обладать поистине феноменальной зрительной памятью, чтобы запечатлеть сложнейшую гамму задуманного полотна. Приближается ночь. Веет прохладой от темных просторов древней скифской степи, где гуляет ветер.
"К ночи" мифологические темы неотделимы от поэзии родной природы. Лирическое откровение пейзажа, как бы обволакивающего зрителя своим красочным маревом, особенно впечатляет в "Сирени" 1901 год.
Этот ноктюрн не дописан Врубелем. Но волшебные гаммы фиолетовых, лиловых тонов созвучно поют гимн красоте.
Прохладой, свежестью веет от этого большого холста. Кисть мастера предельно раскованна, каждый ее удар точен. Колера сиреневые и глубокие зеленые создают удивительное настроение спокойствия, умиротворенности.
Незавершенность полотна приоткрывает нам творческий процесс художника, его поразительное умение намечать большие отношения цвета, точно видеть тон, внутренний орнамент холста.
Из-за кустов сирени выглядывает смеющаяся голова духа природы, одного из тех, которыми древние мифы населяли мир. Даже незаписанный кусок холста с намеченным силуэтом задумчивой женской фигуры, сидящей на садовой скамейке, нисколько не снижает общего впечатления гармонии и раздумья, которыми пронизан холст. За 1896-1902 был создан мир Врубеля - эпоха в истории не только русской, но и мировой культуры.
В сложной, многогранной судьбе Врубеля не было с самого года рождения безмятежного благополучия: он рано потерял мать, много скитался, переезжая с семьей из одного города в другой.
Потом тяжелая пора учения, окрашенная невзгодами, лишениями, затем долгие, долгие годы непризнания, тяжелая болезнь и вот наконец после порога пятого десятка лет намечается перелом.
1896 год, когда вечный скиталец, неустроенный и бездомный живописец обретает свою пристань. Сбылась его мечта. Он полюбил. Надежда Ивановна Забела - известная певица внесла во внутренний мир Врубеля обаяние женской прелести и душевный покой. В наступающей тьме безумия художник верил в возвращение света, в новую зарю творчества.
И она пришла. Он создает сюиту портретов своей супруги Н. И. Забелы-Врубель. (Н. И. Забелы-Врубель, жены художника, 1904, Русский музей). Ее облик живет и в некоторых сказочных и мифологических женских персонажей его картин, просвечивая сквозь них или знакомыми чертами лица, или излюбленной музыкальной тональностью цветовой гаммы. В те годы он напишет ряд великолепных портретов: С. И. Мамонтова, Арцыбушевых, В. Я. Брюсова, 1906, Третьяковская галерея; оба смешанная техника), где трепетные цветовые акценты или острая игра линий тонко передают неповторимую душевную ауру модели, нежную, как у Забелы, или величаво-властную, как у Брюсова. В "Жемчужине" (смешанная техника,1904, Третьяковская галерея) феерическая фантазия мастера почти претворяется в беспредметное искусство в узорах раковины, выражающих космическую пульсацию природы.
Одни только эти превосходные полотна могли уже создать художнику бессмертную славу, в них он предстает перед нами как чудесный мастер, владеющий всеми тайнами станковой живописи, обладающий даром проникать в сокровенные глубины человеческой души.
Только тяжкий недуг - плод невыносимого
нервного напряжения, нечеловеческого труда и многолетнего непризнания оборвал блистательный поток картин, чарующих нас дивной красотой, совершенством языка, первичностью ощущения прекрасного
Врубель ушел 1 апреля 1910 г. в С.-Петербурге. Его торжественно хоронила Академия Художеств, речь над могилой произнес Александр Блок.
Врубель оставил более 200 произведений. Среди них - портреты, картины, декоративные панно, иллюстрации, эскизы театральных занавесей, скульптурные произведения, проекты зданий, поражающие по размаху и широте творческого диапазона. Его искусство и сегодня продолжает "будить душу от мелочей будничного величавыми образами".



МУЗЕИ

ГТГ, Москва
Гос. Русский музей, Санкт-Петербург
Киевский гос. музей русского искусства
Гос. театр. музей им. А.А.Бахрушина
Гос. ист.-худ. и лит. музей-зап-к Абрамцево
Омский обл. музей изобр. искусств
Частное собрание
ГМИИ им. А.С.Пушкина
Кирилловская церковь, Киев
Саратовский худ. музей
Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург
Кировский худ. музей им.Васнецовых
Краснодарский краевой худ. музей
Музей-квартира И.И.Бродского, Санкт-Петребург
Новгородский гос. объедин. музей-заповедник
Одесский худ. музей
Рязанский обл. худ. музей


Врубель Михаил (Картины художника):

001 - Врубель
001
 
002 - Врубель
002
 
003 - Врубель
003
 
004 - Врубель
004
 
005 - Врубель
005
 
006 - Врубель
006
 
007 - Врубель
007
 
008 - Врубель
008
 
009 - Врубель
009
 
010 - Врубель
010
 
011 - Врубель
011
 
012 - Врубель
012
 
013 - Врубель
013
 
014 - Врубель
014
 
015 - Врубель
015
 
016 - Врубель
016
 
017 - Врубель
017
 
018 - Врубель
018
 
019 - Врубель
019
 
020 - Врубель
020
 
021 - Врубель
021
 
022 - Врубель
022
 
023 - Врубель
023
 
024 - Врубель
024
 
025 - Врубель
025
 
026 - Врубель
026
 
027 - Врубель
027
 
028 - Врубель
028
 
029 - Врубель
029
 
030 - Врубель
030
 
031 - Врубель
031
 
032 - Врубель
032
 
033 - Врубель
033
 
034 - Врубель
034
 
035 - Врубель
035
 
036 - Врубель
036
 
037 - Врубель
037
 
038 - Врубель
038
 
039 - Врубель
039
 
040 - Врубель
040
 
041 - Врубель
041
 
042 - Врубель
042
 
043 - Врубель
043
 
044 - Врубель
044
 
045 - Врубель
045
 
046 - Врубель
046
 
047 - Врубель
047
 
048 - Врубель
048
 
049 - Врубель
049
 
050 - Врубель
050
 
051 - Врубель
051
 
052 - Врубель
052
 
053 - Врубель
053
 
054 - Врубель
054
 
055 - Врубель
055
 
056 - Врубель
056
 
057 - Врубель
057
 
058 - Врубель
058
 
059 - Врубель
059
 
060 - Врубель
060
 
061 - Врубель
061
 
062 - Врубель
062
 
063 - Врубель
063
 
064 - Врубель
064
 
065 - Врубель
065
 
066 - Врубель
066
 
067 - Врубель
067
 
068 - Врубель
068
 
069 - Врубель
069
 
070 - Врубель
070
 
071 - Врубель
071
 
072 - Врубель
072
 
073 - Врубель
073
 
074 - Врубель
074
 
075 - Врубель
075
 
076 - Врубель
076
 
077 - Врубель
077
 
078 - Врубель
078
 
079 - Врубель
079
 
080 - Врубель
080
 
081 - Врубель
081
 
082 - Врубель
082
 
083 - Врубель
083
 
084 - Врубель
084
 
085 - Врубель
085
 
086 - Врубель
086
 
087 - Врубель
087
 
088 - Врубель
088
 
089 - Врубель
089
 
090 - Врубель
090
 
091 - Врубель
091
 
092 - Врубель
092
 
093 - Врубель
093
 
094 - Врубель
094
 
095 - Врубель
095
 
096 - Врубель
096
 
097 - Врубель
097
 
098 - Врубель
098
 
099 - Врубель
099
 
1 - Врубель
1
 
100 - Врубель
100
 
101 - Врубель
101
 
102 - Врубель
102
 
103 - Врубель
103
 
104 - Врубель
104
 
105 - Врубель
105
 
106 - Врубель
106
 
107 - Врубель
107
 
108 - Врубель
108
 
109 - Врубель
109
 
110 - Врубель
110
 
111 - Врубель
111
 
112 - Врубель
112
 
113 - Врубель
113
 
114 - Врубель
114
 
115 - Врубель
115
 
116 - Врубель
116
 
117 - Врубель
117
 
118 - Врубель
118
 
119 - Врубель
119
 
120 - Врубель
120
 
121 - Врубель
121
 
122 - Врубель
122
 
123 - Врубель
123
 
124 - Врубель
124
 
125 - Врубель
125
 
126 - Врубель
126
 
127 - Врубель
127
 
128 - Врубель
128
 
129 - Врубель
129
 
130 - Врубель
130
 
131 - Врубель
131
 
132 - Врубель
132
 
133 - Врубель
133
 
134 - Врубель
134
 
135 - Врубель
135
 
136 - Врубель
136
 
137 - Врубель
137
 
138 - Врубель
138
 
139 - Врубель
139
 
140 - Врубель
140
 
141 - Врубель
141
 
142 - Врубель
142
 
1884 Pentecote, Detail II - Врубель
1884 Pentecote, Detail II
 
1884 Pentecote, Detail III - Врубель
1884 Pentecote, Detail III
 
1884 Pentecote, Detail - Врубель
1884 Pentecote, Detail
 
1885 Saint Cyril - Врубель
1885 Saint Cyril
 
1887 Pieta II 2 - Врубель
1887 Pieta II 2
 
1887-1 - Врубель
1887-1
 
1890 Head of the demon - Врубель
1890 Head of the demon
 
1890 Tamara Laid Out - Врубель
1890 Tamara Laid Out
 
1902 Harmed Demon - Врубель
1902 Harmed Demon
 
1903-0-1 - Врубель
1903-0-1
 
1905-1 - Врубель
1905-1
 
2 - Врубель
2
 
4 - Врубель
4
 
5 - Врубель
5
 
A Man in a Russian Old-Style Costume - Врубель
A Man in a Russian Old-Style Costume
 
Biogr_0000001 - Врубель
Biogr_0000001
 
Christ - Врубель
Christ
 
Guido - Врубель
Guido
 
Head of Demon - Врубель
Head of Demon
 
Lst_01g - Врубель
Lst_01g
 
Lst_01l - Врубель
Lst_01l
 
Lst_02g - Врубель
Lst_02g
 
Lst_02l - Врубель
Lst_02l
 
Lst_03g - Врубель
Lst_03g
 
Lst_03l - Врубель
Lst_03l
 
Lst_04g - Врубель
Lst_04g
 
Lst_04l - Врубель
Lst_04l
 
Lst_05g - Врубель
Lst_05g
 
Lst_05l - Врубель
Lst_05l
 
Lst_06g - Врубель
Lst_06g
 
Lst_06l - Врубель
Lst_06l
 
Self-Portrait - Врубель
Self-Portrait
 
Tile panel on the Hotel Methropol. Detail - Врубель
Tile panel on the Hotel Methropol. Detail
 
vrubel7 - Врубель
vrubel7
 
vrubel_angel_with_censer_and_candle_(sketch)_1887 - Врубель
vrubel_angel_with_censer_and_candle_(sketch)_1887
 
vrubel_at_nightfall_1900 - Врубель
vrubel_at_nightfall_1900
 
vrubel_a_bogatyr_1898 - Врубель
vrubel_a_bogatyr_1898
 
vrubel_fortune-teller_1895 - Врубель
vrubel_fortune-teller_1895
 
vrubel_girl_against_a_persian_carpet_background_1885 - Врубель
vrubel_girl_against_a_persian_carpet_background_1885
 
vrubel_lilacs_1900 - Врубель
vrubel_lilacs_1900
 
vrubel_muse_1896 - Врубель
vrubel_muse_1896
 
vrubel_nadezhda_zabela-vrubel_against_birch_trees_1904 - Врубель
vrubel_nadezhda_zabela-vrubel_against_birch_trees_1904
 
vrubel_n_zabela-vrubel_in_empire_dress_1898 - Врубель
vrubel_n_zabela-vrubel_in_empire_dress_1898
 
vrubel_pan_1899 - Врубель
vrubel_pan_1899
 
vrubel_portrait_of_a_venetian_girl_1885 - Врубель
vrubel_portrait_of_a_venetian_girl_1885
 
vrubel_self_portrait_1905 - Врубель
vrubel_self_portrait_1905
 
vrubel_seraph_1904 - Врубель
vrubel_seraph_1904
 
vrubel_six-winged_seraph_1905 - Врубель
vrubel_six-winged_seraph_1905
 
vrubel_swan-princess_1900 - Врубель
vrubel_swan-princess_1900
 
vrubel_the_demon_seated_1890 - Врубель
vrubel_the_demon_seated_1890
 
vrubel_the_seated_demon_1890 - Врубель
vrubel_the_seated_demon_1890
 
vrubel_venice_decorative_panel_1893 - Врубель
vrubel_venice_decorative_panel_1893
 
Автопортрет с раковиной. 1905 - Врубель
Автопортрет с раковиной. 1905
 
Автопортрет. 1882 - Врубель
Автопортрет. 1882
 
Автопортрет. 1883 - Врубель
Автопортрет. 1883
 
Автопортрет. 1885 - Врубель
Автопортрет. 1885
 
Автопортрет. 1904-1905 - Врубель
Автопортрет. 1904-1905
 
Автопортрет. 1904 - Врубель
Автопортрет. 1904
 
Автопортрет1. 1905 - Врубель
Автопортрет1. 1905
 
Автопортрет2. 1905 - Врубель
Автопортрет2. 1905
 
Александровская слобода. 1899 - Врубель
Александровская слобода. 1899
 
Аллегория Нижегородской ярмарки. 1895-1896 - Врубель
Аллегория Нижегородской ярмарки. 1895-1896
 
Ангел с кадилом и свечой. 1887 - Врубель
Ангел с кадилом и свечой. 1887
 
Белая азалия без стебля. 1886-1887 - Врубель
Белая азалия без стебля. 1886-1887
 
Белая азалия с листьями1. 1886-1887 - Врубель
Белая азалия с листьями1. 1886-1887
 
Белая азалия с листьями2. 1886-1887 - Врубель
Белая азалия с листьями2. 1886-1887
 
Белый ирис. 1886-1887 - Врубель
Белый ирис. 1886-1887
 
Блюдо Садко. 1899-1900 - Врубель
Блюдо Садко. 1899-1900
 
Богатырь. 1898 - Врубель
Богатырь. 1898
 
Богоматерь с Младенцем. 1884-1885 - Врубель
Богоматерь с Младенцем. 1884-1885
 
Богоматерь с Младенцем. 1885 - Врубель
Богоматерь с Младенцем. 1885
 
Букет в синей вазе. 1887 - Врубель
Букет в синей вазе. 1887
 
Валькирия. 1899 - Врубель
Валькирия. 1899
 
Венеция. 1893 - Врубель
Венеция. 1893
 
Венеция. Мост вздохов. 1890-е - Врубель
Венеция. Мост вздохов. 1890-е
 
Весна. 1899 - начало 1900-х - Врубель
Весна. 1899 - начало 1900-х
 
Весна. 1899-1900 - Врубель
Весна. 1899-1900
 
Видение пророка Иезекииля. 1906 - Врубель
Видение пророка Иезекииля. 1906
 
Волхова. 1897 - Врубель
Волхова. 1897
 
Волхова. 1899- начало 1900-х - Врубель
Волхова. 1899- начало 1900-х
 
Воскресение. 1887 - Врубель
Воскресение. 1887
 
Воскресение. Триптих. 1887 - Врубель
Воскресение. Триптих. 1887
 
Восточная сказка. 1886 - Врубель
Восточная сказка. 1886
 
Восточный танец. 1887 - Врубель
Восточный танец. 1887
 
Гадалка. 1895 - Врубель
Гадалка. 1895
 
Гамлет и Офелия. 1883 - Врубель
Гамлет и Офелия. 1883
 
Гамлет и Офелия. 1884 - Врубель
Гамлет и Офелия. 1884
 
Гамлет и Офелия. 1888 - Врубель
Гамлет и Офелия. 1888
 
Гвидон (экран для камина) - Врубель
Гвидон (экран для камина)
 
Герман и Елецкий. 1901 - Врубель
Герман и Елецкий. 1901
 
Голова Демона на фоне гор. 1890 - Врубель
Голова Демона на фоне гор. 1890
 
Голова Демона. 1890 - Врубель
Голова Демона. 1890
 
Голова Демона - Врубель
Голова Демона
 
Голова Демона1. 1890-1891 - Врубель
Голова Демона1. 1890-1891
 
Голова Демона2. 1890-1891 - Врубель
Голова Демона2. 1890-1891
 
Голова Иоанна Предтечи. 1905 - Врубель
Голова Иоанна Предтечи. 1905
 
Голова львицы. 1891 - Врубель
Голова львицы. 1891
 
Голова пророка. 1904-1905 - Врубель
Голова пророка. 1904-1905
 
Город Леденец. 1900 - Врубель
Город Леденец. 1900
 
Грязной. 1899 - Врубель
Грязной. 1899
 
Дама в лиловом. Портрет артистки Н.И. Забелы-Врубель. 1904 - Врубель
Дама в лиловом. Портрет артистки Н.И. Забелы-Врубель. 1904
 
Две гондолы на причале. Вид из окна мастерской М.А.Врубеля в Венеции. 1885 - Врубель
Две гондолы на причале. Вид из окна мастерской М.А.Врубеля в Венеции. 1885
 
Дворик зимой. 1903-1904 - Врубель
Дворик зимой. 1903-1904
 
Девочка на фоне персидского ковра. 1886 - Врубель
Девочка на фоне персидского ковра. 1886
 
Демон (сидящий). 1890 - Врубель
Демон (сидящий). 1890
 
Демон поверженный. 1901 - Врубель
Демон поверженный. 1901
 
Демон поверженный1. 1902 - Врубель
Демон поверженный1. 1902
 
Демон поверженный2. 1902 - Врубель
Демон поверженный2. 1902
 
Демон сидящий. 1890 - Врубель
Демон сидящий. 1890
 
Дерево у забора. 1903-1904 - Врубель
Дерево у забора. 1903-1904
 
Деталь китайской парчи. 1886 - Врубель
Деталь китайской парчи. 1886
 
Дуэль Печорина с Грушницким. 1890-1891 - Врубель
Дуэль Печорина с Грушницким. 1890-1891
 
Египтянка. 1899-1900 - Врубель
Египтянка. 1899-1900
 
Жёлтые розы. 1894. Холст, масло - Врубель
Жёлтые розы. 1894. Холст, масло
 
Жемчужина. 1904 - Врубель
Жемчужина. 1904
 
Женская голова (Э.Л.Прахова). 1884-1885 - Врубель
Женская голова (Э.Л.Прахова). 1884-1885
 
Зимняя канавка. 1901 - Врубель
Зимняя канавка. 1901
 
Игры наяд и тритонов - Врубель
Игры наяд и тритонов
 
Испания. 1894 - Врубель
Испания. 1894
 
Италия. Неаполитанскяа ночь. 1891 - Врубель
Италия. Неаполитанскяа ночь. 1891
 
Италия. Сцены из античной жизни. 1891 - Врубель
Италия. Сцены из античной жизни. 1891
 
Итальянский рыбак. 1884-1885 - Врубель
Итальянский рыбак. 1884-1885
 
К ночи. 1900 - Врубель
К ночи. 1900
 
Камин - Врубель
Камин
 
Кампанулы. 1904 - Врубель
Кампанулы. 1904
 
Катанья. Сицилия. 1894 - Врубель
Катанья. Сицилия. 1894
 
Княжеский ловчий. 1900 - Врубель
Княжеский ловчий. 1900
 
Княжич Юрий. 1900 - Врубель
Княжич Юрий. 1900
 
Колдун. 1900 - Врубель
Колдун. 1900
 
Красная азалия (Два цветка). 1886-1887 - Врубель
Красная азалия (Два цветка). 1886-1887
 
Красные цветы и листья бегонии корзине. 1886-1887 - Врубель
Красные цветы и листья бегонии корзине. 1886-1887
 
Кровать. 1904-1905 - Врубель
Кровать. 1904-1905
 
Кулачный боец. 1900 - Врубель
Кулачный боец. 1900
 
Купавна (Принцесса Волхова). 1899-1900 - Врубель
Купавна (Принцесса Волхова). 1899-1900
 
Лебедь. 1901 - Врубель
Лебедь. 1901
 
Левая рука художника. 1882-1883 - Врубель
Левая рука художника. 1882-1883
 
Лель. 1899-1900 - Врубель
Лель. 1899-1900
 
Летящий Демон. 1899 - Врубель
Летящий Демон. 1899
 
Лилия. 1895-1896 - Врубель
Лилия. 1895-1896
 
Лист бегонии. 1886-1887 - Врубель
Лист бегонии. 1886-1887
 
Мамыров. 1900 - Врубель
Мамыров. 1900
 
Маргарита. 1896 - Врубель
Маргарита. 1896
 
Мизгирь. 1899-1900 - Врубель
Мизгирь. 1899-1900
 
Микула Селянинович и Вольга. 1898-1899 - Врубель
Микула Селянинович и Вольга. 1898-1899
 
Микула Селянинович. 1896 - Врубель
Микула Селянинович. 1896
 
Морская царевна (Волхова). 1899-1900 - Врубель
Морская царевна (Волхова). 1899-1900
 
Морская царевна. 1897 - Врубель
Морская царевна. 1897
 
Морской царь. 1899-1900 - Врубель
Морской царь. 1899-1900
 
Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача. 1884 - Врубель
Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача. 1884
 
Мужской костюм (Варяг). 1897 - Врубель
Мужской костюм (Варяг). 1897
 
Муза. 1890 - Врубель
Муза. 1890
 
Надгробный плач1. 1887 - Врубель
Надгробный плач1. 1887
 
Надгробный плач2. 1887 - Врубель
Надгробный плач2. 1887
 
Надгробный плач3. 1887 - Врубель
Надгробный плач3. 1887
 
Надгробный плач4. 1887 - Врубель
Надгробный плач4. 1887
 
Надежда Ивановна Забела-Врубель у рояля - Врубель
Надежда Ивановна Забела-Врубель у рояля
 
Натурщица в восточном костюме. 1884 - Врубель
Натурщица в восточном костюме. 1884
 
Натурщица в обстановке Ренессанса. 1883 - Врубель
Натурщица в обстановке Ренессанса. 1883
 
Натюрморт. Гипсовая маска, рожок канделябра. 1885 - Врубель
Натюрморт. Гипсовая маска, рожок канделябра. 1885
 
Натюрморт. Подсвечник, графин и стакан. 1905 - Врубель
Натюрморт. Подсвечник, графин и стакан. 1905
 
Натюрморт. Художественные принадлежности автора. 1905 - Врубель
Натюрморт. Художественные принадлежности автора. 1905
 
Натюрморт. Цветы, пресс-папье и другие предметы. 1885 - Врубель
Натюрморт. Цветы, пресс-папье и другие предметы. 1885
 
Ночь в Италии. 1891 - Врубель
Ночь в Италии. 1891
 
Обдумывает ход (игра в шахматы). 1903-1904 - Врубель
Обдумывает ход (игра в шахматы). 1903-1904
 
Обручение Марии с Иосифом. 1881 - Врубель
Обручение Марии с Иосифом. 1881
 
Одесский порт (Берег моря). 1885 - Врубель
Одесский порт (Берег моря). 1885
 
Орхидея. 1886-1887 - Врубель
Орхидея. 1886-1887
 
Павлин. Начало 1900-х - Врубель
Павлин. Начало 1900-х
 
Пан. 1899 - Врубель
Пан. 1899
 
Пантомима. 1896 - Врубель
Пантомима. 1896
 
Персидский принц. 1886 - Врубель
Персидский принц. 1886
 
Пирующие римляне. 1883 - Врубель
Пирующие римляне. 1883
 
Платье. 1900-е - Врубель
Платье. 1900-е
 
Пленные печенеги. 1896 - Врубель
Пленные печенеги. 1896
 
Полевые цветы. 1884 - Врубель
Полевые цветы. 1884
 
Полет Фауста и Мефистофеля. 1896 - Врубель
Полет Фауста и Мефистофеля. 1896
 
Порто-Фино. Италия. 1894 - Врубель
Порто-Фино. Италия. 1894
 
Портрет артистки Н.И.Забелы-Врубель, жены художника, в летнем туалете Empire, исполненном по замыслу художника. 1898 - Врубель
Портрет артистки Н.И.Забелы-Врубель, жены художника, в летнем туалете Empire, исполненном по замыслу художника. 1898
 
Портрет В.А.Серова. 1885 - Врубель
Портрет В.А.Серова. 1885
 
Портрет В.А.Усольцевой. 1905 - Врубель
Портрет В.А.Усольцевой. 1905
 
Портрет В.С.Мамонтова. 1890-1891 - Врубель
Портрет В.С.Мамонтова. 1890-1891
 
Портрет военного (Печорин на диване). 1889 - Врубель
Портрет военного (Печорин на диване). 1889
 
Портрет врача-психиатра Федора Арсеньевича Усольцева (на фоне иконы). 1903-1904 - Врубель
Портрет врача-психиатра Федора Арсеньевича Усольцева (на фоне иконы). 1903-1904
 
Портрет доктора Ф.А.Усольцева. 1904 - Врубель
Портрет доктора Ф.А.Усольцева. 1904
 
Портрет К.Д.Арцыбушева. 1897 - Врубель
Портрет К.Д.Арцыбушева. 1897
 
Портрет М.В.Якунчиковой. 1886-1889 - Врубель
Портрет М.В.Якунчиковой. 1886-1889
 
Портрет М.И.Арцыбушевой. 1897 - Врубель
Портрет М.И.Арцыбушевой. 1897
 
Портрет молодого человека. 1903-1904 - Врубель
Портрет молодого человека. 1903-1904
 
Портрет мужчины в старинном костюме (И.Н.Терещенко). 1886 - Врубель
Портрет мужчины в старинном костюме (И.Н.Терещенко). 1886
 
Портрет Н.И.Забелы-Врубель на фоне березок. 1904 - Врубель
Портрет Н.И.Забелы-Врубель на фоне березок. 1904
 
Портрет Н.И.Забелы-Врубель. 1905 - Врубель
Портрет Н.И.Забелы-Врубель. 1905
 
Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова. 1906 - Врубель
Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова. 1906
 
Портрет С.И.Мамонтова. 1897 - Врубель
Портрет С.И.Мамонтова. 1897
 
Портрет сына художника. 1902 - Врубель
Портрет сына художника. 1902
 
Портрет Т.С.Любатович в роли Кармен. 1890-е - Врубель
Портрет Т.С.Любатович в роли Кармен. 1890-е
 
После концерта. Портрет Н.И.Забелы-Врубель у камина в туалете, исполненном по замыслу художника. 1905 - Врубель
После концерта. Портрет Н.И.Забелы-Врубель у камина в туалете, исполненном по замыслу художника. 1905
 
Примавера. 1897 - Врубель
Примавера. 1897
 
Принцесса Грёза1. 1896 - Врубель
Принцесса Грёза1. 1896
 
Принцесса Грёза2. 1896 - Врубель
Принцесса Грёза2. 1896
 
Пропилеи. Афины. 1894 - Врубель
Пропилеи. Афины. 1894
 
Пророк. 1898 - Врубель
Пророк. 1898
 
Прощание царя морского с царевной Волховой. 1899 - Врубель
Прощание царя морского с царевной Волховой. 1899
 
Пряничный домик. 1896 - Врубель
Пряничный домик. 1896
 
Раковина1. 1904 - Врубель
Раковина1. 1904
 
Раковина2. 1904 - Врубель
Раковина2. 1904
 
Роза в стакане. 1904 - Врубель
Роза в стакане. 1904
 
Розы и орхидеи. 1894. Холст, масло - Врубель
Розы и орхидеи. 1894. Холст, масло
 
Ромео и Джульетта. 1895-1896 - Врубель
Ромео и Джульетта. 1895-1896
 
Рыцарь. 1896 - Врубель
Рыцарь. 1896
 
Садко. 1899-1900 - Врубель
Садко. 1899-1900
 
Садко1. 1899 - Врубель
Садко1. 1899
 
Садко2. 1899 - Врубель
Садко2. 1899
 
Сальери всыпает яд в бокал Моцарта. 1884 - Врубель
Сальери всыпает яд в бокал Моцарта. 1884
 
Свидание Анны Карениной с сыном. 1878 - Врубель
Свидание Анны Карениной с сыном. 1878
 
Сирень. 1901 - Врубель
Сирень. 1901
 
Сирень1. 1900 - Врубель
Сирень1. 1900
 
Сирень2. 1900 - Врубель
Сирень2. 1900
 
Скачущий всадник (Несется конь быстрее лани...). 1890-1891 - Врубель
Скачущий всадник (Несется конь быстрее лани...). 1890-1891
 
Снегурочка. 1890-е - Врубель
Снегурочка. 1890-е
 
Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885 - Врубель
Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885
 
Суд Париса. Триптих. 1893 - Врубель
Суд Париса. Триптих. 1893
 
Тамара в гробу1. 1890-1891 - Врубель
Тамара в гробу1. 1890-1891
 
Тамара в гробу2. 1890-1891 - Врубель
Тамара в гробу2. 1890-1891
 
Тамара и Демон1. 1890-1891 - Врубель
Тамара и Демон1. 1890-1891
 
Тамара и Демон2. 1890-1891 - Врубель
Тамара и Демон2. 1890-1891
 
Танец Тамары. 18901-1891 - Врубель
Танец Тамары. 18901-1891
 
Тени лагун. 1905 - Врубель
Тени лагун. 1905
 
Тридцать три богатыря. 1901 - Врубель
Тридцать три богатыря. 1901
 
Утро. 1897 - Врубель
Утро. 1897
 
Фауст. Триптих. 1896 - Врубель
Фауст. Триптих. 1896
 
Хризантемы. 1894. Холст, масло - Врубель
Хризантемы. 1894. Холст, масло
 
Царевич Гвидон. 1900 - Врубель
Царевич Гвидон. 1900
 
Царевна Волхова. Н.И.Забела-Врубель в роли Волховы в опере Н.А.Римского-Корсакова Садко. 1898 - Врубель
Царевна Волхова. Н.И.Забела-Врубель в роли Волховы в опере Н.А.Римского-Корсакова Садко. 1898
 
Царевна-Лебедь1. 1900 - Врубель
Царевна-Лебедь1. 1900
 
Царевна-Лебедь2. 1900 - Врубель
Царевна-Лебедь2. 1900
 
Царь Берендей. 1899-1900 - Врубель
Царь Берендей. 1899-1900
 
Цветы в синей вазе. 1886-1887 - Врубель
Цветы в синей вазе. 1886-1887
 
Шестикрылый серафим (Азраил). 1904 - Врубель
Шестикрылый серафим (Азраил). 1904
 
Шестикрылый серафим. 1905 - Врубель
Шестикрылый серафим. 1905
 
Шиповник. 1884 - Врубель
Шиповник. 1884
 


   Полезная информация:
   



заземление своими руками на даче
Любительнице подчиняться пришла новая ссылка с поркой ее в подвале
© 2011. Oleg Grigoryev