Хмелько Михаил ИвановичХмелько Михаил ИвановичИзвестнейший советский живописец, народный художник УССР, дважды лауреат Сталинской премии прославился сразу после войны картиной «Триумф победившей Родины» о Параде Победы на Красной площади. Еще одна культовая его работа о Переяславской Раде — «Навеки с Москвой, навеки с русским народом», законченная в 1951 году. Хрестоматийными стали также «Форсирование Днепра», «Шахтерская свадьба», «Т. Шевченко и М. Щепкин в Москве». А вот его диорама «Медицинская помощь в войсках Богдана Хмельницкого», сделанная для киевского Музея медицины, известна не столь широко. Как рассказывал директор музея Александр Грандо, художник «буквально дневал и ночевал в очертаниях будущей диорамы, наполняя ее подробностями, искусно сочетая фон и персонажи с предметами эпохи. Долина казацкого противостояния королевским кирасирам в тяжелых доспехах будто пульсирует». Михаил Хмелько родился в Киеве, в 1946-м закончил художественный институт, где учился у Карпа Трохименко. С 1948 по 1973 год Михаил Иванович и сам преподавал в этом институте. Михаил Хмелько родился в Киеве в 1919 году, в семье рабочего завода "Арсенал" Ивана Николаевича Хмелько, впоследствии активного участника революционных восстаний, депутата Киевского горсовета в 1927-1929 гг. Мать будущего художника была домохозяйкой и до замужества целых семь лет ухаживала за детьми писателя А.И. Куприна. Как узнаем из биографии Михаила Ивановича, он с самого раннего возраста начал увлекаться рисованием и с десяти лет уже активно посещал художественную студию М.М. Ярового. "22 июня 1941 года застало меня в городе Семятичи Брестского района, - пишет в автобиографии художник. - Нашей дивизии удалось вырваться из окружения и пройти с боями до украинского города Нежина. Особенно тяжелые сражения были за населенные пункты Пинск, Слуцк, Бобруйск, Гомель и Чернигов. В Нежине те, кто остался живым, прошли переформировку. Я, после краткосрочной подготовки, был назначен минером-картографом. В одном из сражений меня контузило, а вскоре, уже во время Гребенковских боев, я был тяжело ранен, после чего отправлен в полевую санчасть города Лубны. Но через короткое время город уже был атакован механизированными частями немцев, и чтобы пробиться через линию фронта, пришлось преодолеть большой путь. Особенно рьяно нас преследовали появившиеся на оккупированной территории украинские полицаи. Но до фронта пробраться мне так и не удалось. Переодевшись, благодаря местным жителям, в гражданскую одежду, я добрался в Киев, где жила мама и где уже во всю хозяйничали немцы. Чтобы не умереть от голода, в близлежащих селах помогал жителям по хозяйству и, конечно же, рисовал по заказу, в основном портреты. В 1943 году, когда Киев был освобожден, в районе Ржищева мне удалось встретиться с передовой разведывательной группой Советских войск. После тщательной проверки мне выдали военное обмундирование и зачислили в бригаду фронтовых художников Политуправления 1-го Украинского фронта". С 1947 года и вплоть до горбачевской "перестройки" Михаил Хмелько - активный участник многочисленных всесоюзных и республиканских художественных выставок. Самыми известными работами Мастера, которые стали эпохальными в его творческой биографии, были картины "За великий русский народ" и "Триумф победившей Родины", отмеченные Сталинскими премиями 1949 и 1950 годов. Рассказывают, что когда Сталин в одном из залов Кремля, уже по сложившейся традиции, просматривал картины, представленные к самой престижной премии, то возле полотна Хмелько "Триумф победившей Родины" задержался дольше всех. А затем, уже после окончания просмотра, еще раз подошел к этой работе и утвердительно произнес: "Представить к первой степени". И художник вторично стал лауреатом Сталинской премии І степени....... Хмелько Михаил Иванович (Картины художника):
|