Жуковский Станислав ЮлиановичЯ большой любитель старины, в особенности пушкинского времени.Жуковский С.Ю. Моне, Сезанн и другие - прекрасные и очень искренние художники. Но я не выношу, когда пишут русскую природу, подгоняя ее под полотна Сезанна. Когда я вижу такие произведения, я делаюсь буквально больным... Жуковский С.Ю. Жуковский - художник, соединяющий необычайно добросовестное, упорное изучение всех тончайших оттенков и тонов в излюбленном им мотиве с очень сильным, свежим, молодым поэтическим чувством. В тонах его пейзажей нет ни одного манерного, банального, условного тона: все десятки раз изучено, подмечено в природе, обдумано и с редким мастерством очищено в поэтическом творческом процессе. Из обзора Передвижной выставки 1903 года Жуковский Станислав Юлианович (1875-1944) Русский художник, видный живописец, представитель историко-ретроспективной ветви модерна. Родился в селе Ендриховцы Гродненской губернии 13 (25) мая 1875 в семье польского аристократа, лишенного владений и дворянских прав за участие в антирусском восстании 1863. В 1892-1901 посещал Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его наставников были С.А.Коровин, В.Д.Поленов и И.И.Левитан. Был членом "Товарищества передвижников" (с 1903) и "Союза русских художников" (с 1907), участвовал также в выставках "Мира искусства". Жил преимущественно в Москве. Организовал здесь частную школу, где преподавал в 1907-1917. Много путешествовал по Средней России, изучая старинные "дворянские гнезда". В его живописи, сперва сдержанной по тону, затем все более импрессионистически-красочной, доминируют лирические пейзажи. Особенно известны его усадебные - пейзажные и интерьерные - мотивы, переливчато-живые по колориту и в то же время проникнутые элегической тоской ("Усадьба осенью", 1906; "Радостный май", 1912; "Комната в имении Брасово великого князя Михаила Александровича", 1916). После Октябрьской революции 1917 состоял в Комиссии по охране памятников искусства и старины, по заданию отдела ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса обследовал частные собрания Москвы и Подмосковья. В 1923 эмигрировал в Польшу, где продолжал плодотворно работать как живописец, по-прежнему уделяя особое внимание историческим пейзажам, дворцовым и усадебным интерьерам. В августе 1944 был арестован немцами при подавлении Варшавского восстания и погиб в концлагере в Прушкуве близ Варшавы. ТЕМЫ И СЕРИИ - Весна - Лето - Осень - Зима - "Окно в мир" - Интерьер - "Дворянское гнездо" - Ностальгия МУЗЕИ ГТГ, Москва Частное собрание Гос. Русский музей, Санкт-Петербург Одесский худ. музей Костромской гос. объединенный худ. музей Нижегородский гос. худ. музей Тверская обл. картинная галерея Бердянский худ. музей имени И.И. Бродского Омский обл. музей изобр. искусств Северо-Осетинский респ. худ. музей, Владикавказ Сумский художественный музей Владимиро-Суздальский музей-заповедник Днепропетровский худ. музей Курская гос. картинная галерея Музей из-х ис-тв Республики Карелия, Петрозаводск Плесский гос. ист.-арх. и худ. музей-заповедник Ростовский обл. музей изобр. ис-в Самарский худ.музей Таганрогская картинная галерея Тульский обл. худ. музей Тюменский музей из-х ис-в Ярославский худ. музей Астраханская обл. картинная галерея Вологодская обл. картинная галерея Гос. музей Республики Татарстан, Казань Гос. центр. музей муз-й культуры им. М.И.Глинки, Москва Дагестанский музей из. ис-в, Махачкала Иркутский худ. музей Луганский обл. худ. музей Нац. худ. музей Республики Беларусь, Минск Национальный музей, Краков Нижнетагильский худ. музей из-х ис-тв Переславль-Залесский музей-заповедник Псковский музей-заповедник Рязанский обл. худ. музей Саратовский худ. музей Севастопольский худ. музей Харьковский худ. музей Алтайский музей из. иск-в, Барнаул Волгоградский музей изобр. ис-тв Вольский краеведческий музей ГМИИ им. А.С.Пушкина Гос. Литературный музей, Москва Гос. муз. объединение "Худ. культура Русского Севера", Архангельск Гос. музей изобр. ис-в Кыргызстана, Бишкек Гос. музей ис-в Республики Казахстан, Алматы Гос. театр. музей им. А.А.Бахрушина Дальневосточный худ. музей, Хабаровск Донецкий обл. худ. музей Ист.-арх. и худ. музей "Новый Иерусалим", Истра Калужский обл. худ. музей Кировский худ. музей им.Васнецовых Козьмодемъянский худ-ист. музей им. А.В.Григорьева Краснодарский краевой худ. музей Красноярский худ. музей им. В.И.Сурикова Музей А.С.Пушкина, Москва Нац. галерея Армении, Ереван Нац. музей, Варшава Николаевский худ. музей Оренбургский обл. музей из. ис-в Пензенская обл. картинная галерея им. К. А. Савицкого Пермская худ. галерея Региональный гос. фонд поколений Ханты-Мансийского авт. округа Рыбинский ист.-худ. музей-зап-к Серпуховский худ.-ист. музей Томский обл. худ. музей Ульяновский худ. музей Челябинская обл. картинная галерея В начале XX столетия С. Ю. Жуковский - один из самых известных и популярных пейзажистов в России. В МУЖВЗ он считался наиболее талантливым учеником и прямым наследником И. И. Левитана. И действительно, сам великий пейзажист с особым интересом присматривался к работам еще совсем молодого студента. Уже в 1895 г. Жуковский участвует в выставках ТПХВ, позже он становится одним из членов-учредителей Союза русских художников. Еще до выхода Жуковского из училища, в 1899 г., его картина "Лунная ночь" была приобретена в собрание Третьяковской галереи. Ранние пейзажи художника ("Закат. Верховья Волги", 1897; "Весенняя вода", 1898; "Начало осени", "Ясная осень. Бабье лето", оба 1899; "Восход луны", 1902; "Хотьково", 1903) написаны в духе левитановской традиции. Мастерски исполненные, мягкие и поэтичные, они во всех смыслах легче пейзажей учителя. Жуковский не был философом. Он был влюбленным в жизнь и красоту мира человеком и стремился запечатлеть неповторимую прелесть каждого мгновения, каждого природного состояния. Он работал стремительно, писал большие пейзажи прямо с натуры, часто за один два сеанса. Свежесть непосредственного восприятия, столь ценимая в конце XIX - начале XX в., очень важна и для Жуковского. В середине 1900-х гг. манера его несколько меняется, краски становятся ярче - сказывается влияние импрессионистов, мазок делается более выраженным и энергичным, усиливается декоративность. Так Жуков ский пишет и в дальнейшем ("Мартовский вечер", 1904; "Плотина", 1909; "Под вечер", 1910; "Осень. Веранда", 1911; "Увядающие астры", "Свежий снег", обе 1912; "Озеро", 1912-14; "Весна", 1913; "Синяя вода", 1914, и др.). Все сильнее влечет художника "поэзия барской усадьбы" ("Разъезд на рассвете", 1902; цикл "Бессонная ночь", "Утро. Осень в усадьбе", 1906; "Печальные думы", 1907; "Цветы последние", 1908; "В старой аллее", 1913; "Парк осенью. Старинная усадьба Меньшиковых", 1900-е, и др.). Однако для Жуковского это не просто дань моде. Детство его прошло в родовом имении отца Старая Воля в Западной Белоруссии. Он знал и прелесть усадебной жизни, и чувство утраты привычного уютного мира. Отец художника был лишен дворянства и имущественных прав за участие в Польском восстании 1863 г. и жил с семьей в собственном имении на правах арендатора. Да и сам художник отправился в 1892 г. в Москву учиться живописи против воли отца, чем не только обрек себя на крайне тяжелое (в материальном смысле) существование, но и потерял на долгие годы возможность вернуться в родные места. С конца 1900-х гг. Жуковский пишет много усадебных интерьеров. Но и тут он остается прежде всего пейзажистом. Интерьеры Жуковского всегда открыты миру. Значительную роль в них играют окна, в которых виден окружающий пейзаж ("Радостный май", "Поэзия старого дворянского дома", обе 1912; "Весенние лучи", 1913; "Комната в имении Барсове", 1916; "Кусково. Малиновая гостиная", 1917, и др.). Художник любит писать и просто окна - эту прозрачную границу между маленьким домашним миром, созданным человеком, и большим внешним миром, частью которого он является ("Первые предвестники весны", 1910; "Подснежники", "Праздник весны", обе 1911). После Октябрьской революции Жуковский по-прежнему интенсивно работает, несмотря на все трудности. Долгое время он живет в Вятке. Вернувшись в Москву, художник устраивает в 1921 г. персональную выставку. Однако тут ему пришлось пережить резкие нападки авангардистской критики. Постепенно Жуковский утверждается в намерении покинуть Россию. В 1923 г. он уезжает в Польшу. Круг тем и образов в его искусстве остается прежним ("Перед маскарадом. Портрет жены", 1923; "Речка в Полесье", "Осеннее утро", "Иней", все 1928, "Лунная ночь. Жасмин и пионы", 1920-е, и др.). Только мазок становится, пожалуй, еще более текучим. В годы европейского экономического кризиса конца 1920-х - начала 1930-х гг. друзья-художники, а среди них влиятельнейший И. И. Бродский, настойчиво уговаривают Жуковского вернуться в СССР. На словах он соглашается, однако ограничивается продажей в советские собрания ряда своих работ. Умер художник в лагере для высланных нацистами после Варшавского восстания жителей польской столицы. Во время восстания погибли и многие его картины. Жуковский Станислав Юлианович (Картины художника): |